Страницы

понедельник, 8 мая 2017 г.

"КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИГРЫ. ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (искусство общения)"

"КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИГРЫ.  
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (искусство общения)"
(Игры – обучение, тренинг, досуг… 
/под ред. В.В. Петрусинского// в 4-х кн. – М.: Новая школа, 1994. – 368с.) 

Общение людей друг с другом – весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. В большинстве случаев игры, собранные здесь, являются моделями жизненных ситуаций общения: конфликтные ситуации, ситуации совместной жизни, знакомства, борьбу мнений и т.д. 

Участники игр делают выводы относительно своих ошибок и в следующем упражнении стремятся учитывать их и совершенствовать своё  поведение в новых ситуациях. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения,  мы не чувствуем той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это даёт людям возможность больше пробовать, проявлять творчество и не бояться «проиграть»,  искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.

«КОММУНИКАЦИЯ».  
Внимательно прочитайте 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное по отношению к самому себе. Записывайте на своём листке порядковый номер предложений. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте в этом пункте цифру один. Если неверным или преимущественно неверным – цифру ноль. Подсчитайте сумму проставленным вами чисел. Получилось число от 0 до 10. это число может косвенно характеризовать вашу компетентность в области общения. Можете сравнить полученные показатели и определить самого искусного коммуникатора.

Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актёр.
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.
В компании я часто оказываюсь в центре внимания.
В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
Я могу отстаивать не только то, в чём я искренне убеждён.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь.

Упражнение «ЧАС РЕДАКТОРА».
Ребята делятся на несколько подгрупп и дополняют текст, приведённый в рабочих тетрадях:
Что же нам, друзья мои, делать с _________________________________________ ? Почему мы так околдованы ими, да ещё околдовываем наших ______________________, их ______________________________________, всю ______________________________ ? Делаем это ради ______________________________ ? А может быть, для того, чтобы свалить на них ____________________________________________________________ ? Мы сознательно создаём идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
Результаты работы зачитываются. Выясняется, что у всех темы разные.
А в оригинале текст принадлежит Ш.Амонашвили и посвящён школьной оценке. 
В обсуждении выясняется, что люди очень по-разному понимают одну и ту же информацию.

  Игра «КОЛПАЧОК»
Ребята сидят, положив сжатые в кулаки ладони на парту. Выбирается «водящий № 1», который выходит к доске и отворачивается. Ведущий проходит между рядами  и отдаёт кому-то из сидящих колпачок от шариковой ручки, который тот зажимает в кулаке.
Водящий должен отгадать, у кого колпачок. На это у него есть три попытки. В роли водящего должен побывать каждый участник игры.
Обсуждая результаты игры, ребята формулируют основные способы невербальной передачи информации: жесты и пантомимика, мимика, интонация.

      Упражнение «ТАМОЖНЯ».
Трём ребятам-добровольцам предстоит побывать в роли «таможенников». «Таможенники» выходят за дверь. Среди остальных выбираются два «контрабандиста» (например, перевозящих через границу бриллианты). Их задача – ввести «таможенников» в заблуждение и перейти границу.
«Таможенники», вернувшись, организуют поголовный опрос «туристов» на предмет перевозки ими запрещённых предметов. Туристы в один голос клянутся, что у них нет ничего нелегального. Задача «таможенников» - найти «контрабандистов».
По результатам обсуждения оказывается, что невербальная информация намного более достоверна, чем вербальная.

 Упражнение «ЧАС ОБЩЕНИЯ».
Перед ребятами ставится вопрос, который их поначалу смешит: сможешь ли ты прообщаться с одноклассником всего одну минуту? Естественный ответ: «Да!» Но это только на первый взгляд.
На листке ребятам надо назначить время встречи со всеми участниками игры.
Ребята договариваются друг с другом о встречах, имея в виду следующие условия: каждый должен встретиться с каждым, встречаются только один на один, каждая встреча длится одну минуту, каждая минута должна быть заполнена встречей.
После того как все встречи назначены, ведущий отсчитывает время. Через каждую минуту ведущий называет время и объявляет тему, на которую могли бы общаться партнёры (например, «любимые лакомства»). Желательно общаться на заданную тему и, чтобы не было пауз.   Обсуждение: Какие возникли трудности?

Упражнение «ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК».
Кто я есть? Этот вопрос волнует каждого. Вам предлагается выполнить два рисунка. Возьмите лист бумаги и выполните рядом два рисунка. Я – такой как есть. И второй рисунок: я – такой, каким бы хотел быть. На выполнение рисунков даётся 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.
Все рисунки сложите, пожалуйста, на стул в центре комнаты. Ведущий перемешивает и выбирает произвольно один из рисунков и показывает всем. 
Теперь каждый по очереди расскажет о том, что он видит на рисунке. Не формальные описания, а свои ощущения, отношение к тому, что нарисовано. Опишите то, каким себя видит человек, каким хотел бы он стать, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по кругу, при этом автор рисунка не объявляет сам себя, а высказывается, как и другие участники, в свою очередь. После прохождения полного круга, когда все высказались относительно рисунка, попытаемся ответить, кто же является автором. Затем автор объявляет себя и рассказывает, что же он хотел выразить в рисунке, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. 
Выигрывают те, чьи ответы в интерпретации рисунка понравились авторам.

Упражнение «ОБВИНИТЕЛИ» И «ЗАЩИТНИКИ». 
Все ли мы умеем корректно критиковать, обвинять и принимать критику? А можем ли защищаться? Попробуем выяснить это опытным путём. Прежде всего, давайте выберем «обвиняемого», потом в этой роли выступят все по очереди.
Пожалуйста, первый «обвиняемый», займите место в центре круга.
Все остальные, разбейтесь на две группы, примерно равные по количеству. Слева группа «защитников», справа – группа «обвинителей».
Послушайте условия игры. Функция «обвинителей» - выделить негативную черту «обвиняемого» и описать ситуацию её проявления в группе. Просто «оценочные» высказывания, например «высокомерный», без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитника»: найти объяснение проявлению этой черты и дать другую, позитивную, характеристику обвиняемому. Например, «он проявил себя таким образом потому, что его достоинство действительно не оценили». Высказывания говорятся в лицо «обвиняемому», он должен видеть, кто говорит. Участники адресуют свои обвинения не вообще, а непосредственно к данному человеку, описывая конкретную ситуацию проявления этой черты. 
После каждого тура проведения суда слово даётся обвиняемому.     Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая своё эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения.
А теперь давайте определим, кто из обвинителей наиболее искусно исполнил свою роль, т.е. смог добиться своего с помощью аргументов, фактов и корректного поведения.
Теперь давайте посмотрим, кто лучше проявил себя в роли защитника. Наконец, «обвиняемые», кто по-вашему, наилучшим образом, убедительно и корректно парировал обвинения? 
Благодарим всех за участие и всех победителей.

Упражнение   «ВЫБОР ТАКТИКИ».
В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения: подавление, уступка, подстраивание, защита, сотрудничество, компромисс. Сейчас вам представится возможность апробировать эти тактики в действии. Пожалуйста, разбейтесь на пары.
А сейчас определите для себя роли. В каждой паре один из вас будет начальник, другой – подчинённый.  Представьте себе такую ситуацию: в конце рабочего дня начальник подходит к сотруднику. Конец месяца, подразделение загружено срочными делами, и вот между начальником и подчинённым происходит разговор: «Я прошу вас остаться после работы, чтобы доделать горящие дела». Подчинённый: «Не могу, рабочий день уже закончился». Цель каждого из вас: найти тактику поведения. Посмотрим, кто выиграет? Итак, как бы вы продолжили разговор?
А теперь вопрос ко всем: «Кто по своей субъективной оценке нашёл гибкий ход? Кто в каждой паре выиграл? Начальник или подчинённый? Победитель поднимает руку. Если преимущество неочевидное, руку можно не поднимать.
Так, а сейчас следующий тур нашего соревнования. Победители в парах начальники и подчинённые, с вас показательное выступление.
И в заключение оценки, кто же во всей этой игре был на самом высшем уровне.

Упражнение «ПРИЁМ НА РАБОТУ».
Ну, а сейчас мы с вами – работники одной фирмы. В этой фирме действует совет по приёму новых работников. В совет входят представители разных подразделений. Каждый из вас может выбрать роль по душе. Это может быть и менеджер, и главный инженер, и директор фирмы или заместитель по маркетингу и т.д. Каждого интересует своя область. Вы задаёте претенденту вопросы. При этом помните, что это не  монолог, поэтому необходимо так организовать обмен мнениями в виде вопросов и ответов, чтобы в нём участвовали все. Поэтому формулируйте  свои вопросы, определения, оценки таким образом, чтобы они косвенно приглашали высказать своё отношение, принять участие в собеседовании. Давайте распределим роли. Каждый возьмите листочек бумаги, напишите, какую роль вы будете играть. Сделайте из листочка «визитку», поставив её на стол перед собой. 
Претендент на работу (он может выйти и зайти) занимает своё место в центре. Комиссия, приготовьте свои вопросы, чтобы через 2-3 минуты вынести свой приговор, берёте ли вы претендента на предлагаемую должность или нет.
А теперь, все «визитки» передвинем вправо и вы поменяетесь ролями. Вперёд выходит новый претендент. Собеседование снова начинается.
И в результате выносится приговор, насколько ценен сотрудник в лице этого претендента. И т.д. все по очереди. 
Давайте подведём итог. Выберем самых ценных претендентов на работу в вашей фирме.

Упражнение «СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ».
Как важно грамотно и психологически правильно провести собеседование с сотрудником, собирающимся увольняться. Сейчас мы попробуем такую ситуацию пережить. Для начала разбейтесь на пары и определите для себя роли. Один – квалифицированный увольняющийся работник. Другой – руководитель отдела. Цель руководителя – не потерять ценного работника, следовательно, надо найти аргументы и убедить его остаться. У увольняющегося, по-видимому, свои планы. Итак, вживаемся в роли.
Заканчиваем собеседование. Вопрос к группе. Пожалуйста, поднимите руки те начальники, которым удалось удержать своих подчинённых.
А теперь поднимите руки те подчинённые, которым удалось убедить своих начальников в целесообразности их увольнения.
А теперь объединяются в пары победители: начальники и победители. Показательные диалоги.
Вероятно, можно оценить, когда и кто в какой роли является победителем этого конкурса. Обсуждение.

Упражнение «КОНФЛИКТ».
Кто из вас не попадал в сложную неординарную ситуацию? Как выйти из неё с наименьшими потерями? Как помочь разрешить конфликт?  Сейчас мы будем играть с вами не парами, а тройками. Распределение ролей следующее: один – руководитель, а двое – конфликтующие, которых руководитель вызвал для урегулирования конфликта. А какова сама конфликтная ситуация?  Выберите сами, возможно, из своей жизни. Например: двое претендуют на одну путёвку, премию дали не равноценную, и т.д.  цель руководителя – по возможности сгладить конфликт, притушить его. Цель конфликтующих – вывести конфликт наружу и, наверное, победить в этом споре. Руководитель должен понять, в чём сущность конфликта, отделить повод от причины, выяснить истинное положение вещей с помощью конструктивных вопросов, дать оценку ситуации. Конфликтующие, вам предстоит очень коротко и убедительно аргументировать свою позицию и с достоинством выйти из конфликтной ситуации.
Теперь давайте оценим, кто же вышел победителем из этого конфликта? Определите в каждой тройке победителя. 
А теперь показательное выступление победителей. И в заключение давайте подведём итог этой игре. Кто является самым заядлым спорщиком и самым лучшим арбитром?

Упражнение «СОВЕЩАНИЕ».
Приходилось ли вам проводить совещание? Если да, смогли ли вы правильно его организовать? Ведь проведение совещания зависит только от вашей собственной подготовки к нему. Как заинтересовать людей? Вызвать у них максимальную включённость в работу и в то же время не переутомить их, не дать им впасть в сонливое состояние? А в зале обычно сидят люди с такими разными установками и настроениями.
Сейчас нам предстоит поиграть  в совещание. Каждый может выбрать для себя волнующую его тему, она может быть серьёзной: отчёт, задачи на перспективу, переход на новую форму организации труда. А может быть абсолютно несерьёзной: есть ли жизнь на Марсе, существуют ли и какие инопланетные цивилизации. Итак, один из вас – организатор совещания. Последовательно пусть все пройдут через эту роль. А вот участвовать в совещании все будут согласно выбранной роли. Роль каждый определяет для себя самостоятельно. Это может быть роль «болтуна», «зануды», «правдоборца», «хвастуна», «нарушителя порядка», «лидера оппозиции» и т.д.  Возьмите листок бумаги и напишите для себя ту роль, которую вы предпочитаете. Только то, что напишите – не показывайте другим, спрячьте листок в карман. На протяжении всего совещания постарайтесь исполнять эту роль как можно достовернее, чтобы остальные участники смогли её определить. Итак, первый выступающий, вам время на доклад не более 5 минут. После чего все начнут обсуждать этот доклад с позиций своих ролей.
Основной доклад закончен. Теперь, участники совещания, с позиции своих  ролей ваши замечания, реплики, предложения и возражения. Все по очереди, кто на что способен, кто во что горазд.  
Теперь можно подвести итоги. Каждому даётся заключительное слово, которое может содержать всего одну фразу.
А теперь подведём другой итог. Давайте по кругу определим роли каждого участника. Все могут говорить одновременно, а исполнитель роли определяет того, кто точно, ближе всех и быстрее разгадал эту роль.
Давайте выясним, кто оказался самым внимательным и распознал большее количество ролей и кто сыграл самую выдающуюся роль.

Упражнение «ИНФОРМАЦИЯ».
Публично выступление воспринимается как особо сложная задача. Готовиться к выступлению надо целенаправленно, учитывая при этом его особенности. Давайте сосредоточим своё  внимание на подготовке выступления-информации. Такое выступление направлено на передачу информации и обогащение знаниями. Это могут быть отчёты, сообщения о результатах работы, лекции, рефераты, доклады. Выберите любую тему выступления и в течение трёх минут продумайте, о чём вы будете сообщать. Не забудьте при этом о структуре выступления. В ней три части: вступление, где главное – привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, основная часть, стержень которой – аргументация, достигаемая за счёт непротиворечивости мысли и точность языка, и, наконец, заключение. Его не следует затягивать, а с другой стороны, прерывать на полуслове. Это могут быть выводы, ваше личное отношение к содержанию, указания на нерешённые проблемы, пожелания,  призывы к дальнейшим действиям. Итак, ваше выступление не должно превышать 3х минут. Выступаем по очереди. Во время выступления обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию, логику изложения. Все последующие, учитесь на ошибках предыдущих. Потом мы оценим самые интересные выступления. 
Теперь давайте оценим, какое выступление произвело на вас большее впечатление и более всего отвечает предъявленным к нему требованиям.

Упражнение «УБЕЖДЕНИЕ».
В чём особенность убеждающей речи? В основном она должна вызвать у слушателей те или иные чувства. На передний план выступает эмоциональный аспект. К выступлению-убеждению относятся такие формы речи, как торжественная речь, например, по случаю праздника, юбилея и т.д., поздравительная речь (поздравление кого-то), напутственное слово ( по случаю проводов на пенсию, отправления на учёбу и т.д.). выберите форму выступления-убеждения и в течение 3х минут придумайте свою речь-убеждение. В процессе выступления старайтесь избегать излишней сентиментальности, старайтесь быть убедительными, но не навязчивыми. Помните, убедительность зависит от умения настроиться на партнёра. Выберите себе тему, можно и не вполне серьёзную. Например, проводите друга на другую работу, поздравьте друг друга со столетним или двухсотлетним юбилеем и т.д.

Давайте по очереди послушаем всех выступающих. И пусть каждый по 5-балльной системе оценит каждого. Посмотрим, кто сколько очков наберёт.
Теперь по очереди называются докладчики, все называют ему свои оценки, докладчик суммирует, определяет количество набранных очков. Выявляем победителей. Поздравляем.

Упражнение «ПОБУЖДЕНИЕ».
Требуется большое умение, чтобы побудить человека к действию. Побуждающая речь должна вдохновлять человека на практическую деятельность. Формы здесь могут быть самые разные: речь на митинге в форме призыва, речь протеста, патетическая речь, например, по случаю предстоящих праздников, призыв к действиям.  Речь-побуждение имеет свои особенности. Она должна быть краткой, начинаться с определения значимости предмета. По существу надо выразить, что необходимо сделать, почему это необходимо сделать и как это нужно сделать.  Ну, давайте попробуем всё это сделать практически. Выберите для себя любую форму речи-побуждения. Можно то ли в шутку, то ли всерьёз. Ведь в каждой шутке есть намёк. Например, можно взять один из больных вопросов, например льготы. С чего или с кого их можно снять? Опять же, на что или на кого их можно распространить и т.д. В течение 3-х минут – подготовка: выступление-побуждение. 
Выступаем все по очереди, оценим друг друга по 5-балльной системе, потом просуммируем свои очки. Давайте подведём итоги. Кто сколько очков набрал?

Упражнение «ВОПРОСЫ».
Пожалуйста, разбейтесь на пары. Сядьте поудобнее, рядом друг с другом. Начинаем нашу игру. Один из партнёров в паре закрывает глаза в течение 1-2х минут добивается полного мышечного расслабления. Второй партнёр, сидящий рядом, за это время подготавливает вопросы, затем заговаривает с первым. Задача первого: отвечать на все вопросы и реплики второго, сохраняя при этом максимальную общую расслабленность. Задача второго: создать для расслабившегося игрока напряжённую ситуацию и вывести его из релаксационного состояния. А эмоциональная и интеллектуальная нагрузка увеличивается постепенно. Итак, надо идти от элементарных вопросов типа «Едят ли коровы траву?» ко всё более сложным. Нужно искать вопрос, ответ на который требует известных интеллектуальных усилий. Потом можно перейти к загадкам, задачкам на сообразительность. Итак, приступаем.
Давайте оценим, кто в какой паре выиграл. Если первый сохранил расслабленность – его выигрыш, если его самого вывели из равновесия – в этом заслуга второго номера. Поднимите руки те, кто выиграл.
А теперь победители для всех: один релаксирует, а другой – его отвлекает. 
А теперь, ваше мнение по поводу увиденного. В чём секрет победы каждого? 

Упражнение «ГОРЯЧИЙ СТУЛ».
Давайте каждый из вас пройдёт процедуру под названием «горячий стул». Этот стул находится в центре комнаты. Пусть каждый по очереди займёт на нём место. А в то время, как один человек сидит на этом стуле, все остальные члены группы обращаются к нему по следующей форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то… или ведёшь себя так-то и так-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это означает то-то и то-то». высказывания должны быть по возможности конкретными. Используется  только та информация, которая была получена во время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо». После того как все выскажутся, участник, относительно которого производились высказывания, рассказывает о том, что он извлёк из этих суждений, что принял и что отвергает. Итак, первый желающий,…
Итак, вы высказываете своё мнение о том, как понимать слова или действия сидящего на стуле, что это означает и как можно это интерпретировать.
Ответная речь испытуемого: какие выводы сделаны относительно того, что о нём думают коллеги. Без обид, в очень доброжелательном плане.
Процедура повторяется. Следующий садится на «горячий стул».
А теперь сделаем вывод: кто из всех сидящих на «горячем стуле» сделал самые адекватные выводы. Это может быть и один и несколько человек. Пожалуйста, вопросы и обсуждения. В итоге, самый терпеливый, самый разумный …

Упражнение «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАРТНЁРОМ».
Пожалуйста, разбейтесь на пары. Сейчас вам предстоит выполнить ряд совместных действий. Поздоровайтесь, передайте книгу, запишите адрес, подайте пальто и т.п.  По сигналу вам надо будет остановиться и «замереть».  Ведущий будет выступать в качестве эксперта. Он подойдёт к каждому из застывших и определит локализацию мышечных зажимов. Как только он подойдёт, дотронется до тех мест, где, по его мнению, есть мышечные зажимы, напряжение должно сниматься, а движение – завершаться. Цель данного упражнения: уловить разницу в ощущении зажатого и свободного движения. В парах, лучше стоя, каждый даёт друг другу какие-то задания. Вы совместно выполняете задания. По сигналу все застывают, а ведущий оценивает, у кого имеются зажимы. И т.д.
Заканчиваем игру. Ведущий, определите, пожалуйста, кто из присутствующих вёл себя более раскованно.

Упражнение «ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ».
Как часто нам приходится попадать в сложные ситуации, выход из которых зависит только от этики наших взаимоотношений. Давайте попробуем найти оптимальный выход из следующей ситуации. Например, к директору школы приходит педагог с просьбой отпустить его с работы на целый день. А момент-то очень неподходящий. Возможна областная проверка. Вроде и человека не хочется обидеть, но вот время самое неудачное. Давайте разобьёмся на пары. В каждой паре один из вас будет директор, другой – подчинённый. Разыграем эту ситуацию в течении 2-3 минут.
Обсудите в каждой паре, кто является победителем в ситуации.
А теперь, полуфинал. Все выигравшие имеют право участвовать в полуфинальном состязании между собой. Все остальные наблюдают за ними.
А теперь состязание победителей. У кого самое большое терпение, такт, убедительность?

Упражнение «КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН».
Часто говорят, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Давайте заглянем внутрь себя и рассмотрим, каких качеств нам не достаёт для полного совершенства, каких может быть в избытке настолько, что ими можно было бы поделиться с кем-нибудь. Пожалуйста, подумайте на эту тему.
А теперь предлагаем вам поиграть в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары, которые принимает продавец – это различные человеческие качества, например, лень, занудство, великодушие, чувствительность и т.д. За товары продавец даёт не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. Таким образом, предлагается совершить торг, выгодную сделку, в которой каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или от его части, и приобрести что-то необходимое. 
Пожалуйста, разделитесь на пары. Итак, один из вас – продавец, другой – покупатель. Покупатель «сдаёт» свои ненужные качества продавцу, а продавец решает, нужен ли ему такой товар и что из имеющихся у продавца качеств можно предложить взамен например, кому-то не хватает для успешной жизни красноречия, и он мог бы предложить за него какую-то часть своего спокойствия, уравновешенности. Если продавцу нужно спокойствие, а красноречием он обладает в таком количестве, что даже мог бы поделиться с кем-нибудь, то по всей вероятности торг удастся. 
А теперь поменяемся ролями. Те, кто были покупателями, становятся продавцами и наоборот. Продолжим игру.
Давайте теперь подведём итоги. Поделитесь своими  впечатлениями с группой. Кто сделал для себя интересные открытия? Возможно, кто-то не подозревал о том, что именно ему необходимо в первую очередь, может быть кто-то понял, что ему нет смысла расставаться с качествами, которые он раньше считал лишними и т.д.

Упражнение «УЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО».
Все участники игры разбиваются на пары. Задание одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком прямо на улице. Для этого он прилагает максимум усилий, всё своё обаяние, находчивость. Цель считается достигнутой, если ему удаётся узнать имя человека и номер домашнего телефона. Второй, напротив, старается уйти от знакомства, но всё же оставаясь в рамках элементарной логики и органичности своего образа. Необходимо, конечно, заранее обговорить место действия образов, в которых предстанут участники игры, а также, примерно, цель, побудившую одного к завязыванию знакомства. После демонстрации парами сцен знакомства, участники определяют наиболее успешно справившегося с поставленной задачей, а также самого несговорчивого незнакомца, сумевшего сохранить, конечно, правдоподобность своего образа. 
Давайте подведём итог. Показательное выступление всех.
Вывод. Какие качества необходимы для успешного знакомства? Как поступить, если партнёр не желает с вами знакомиться? Какие причины не принимать сближения могут быть у человека?

Упражнение «ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ».
В этой игре от её участников требуется максимальная мобилизация сил и характера, активизированный темперамент и несклоняемая воля. В центр выходят двое участников игры. Перед ними ставится простая задача. Необходимо словесно добиться от своего соперника выполнения каких-либо физических действий, причём установка даётся не в скрытой, а в открытой форме. Идёт открытый конфликт. Соперники впрямую, натиском своей воли, принуждают друг друга к выполнению определённых действий. Действия необходимо предлагать самые простые: выйти из комнаты, снять очки, застегнуть жакет и т.д. Побеждает тот, кто добился своей цели. Побеждённый уходит, его сменяет другой, новый участник игры, вступающий в открытый конфликт. Проигравший опять выбывает, его сменяет следующий. Итак, первые двое выходят на середину площадки, встают друг против друга и произвольно завязывают конфликтные взаимодействия. Проигравший выбывает, его сменяет следующий.
Обмен мнениями о своих впечатлениях. Что чувствует требующий, когда его просьба не выполняется? А что тот, кто не хочет что-то делать, но подвергается натиску?

Упражнение «ЛЕСЕНКА».
В этой игре конфликтные взаимодействия строятся уже по определённой схеме. Активное противоборство двух условных сторон дозировано и идёт по нарастающей. В игре не ставится цель добиться каких-либо действий от одной из сторон. Необходимо просто вступить в конфликтный диалог. Первый бросает фразу своему сопернику. Затем второй также отвечает ему фразой из нескольких слов. Так они поочередно обмениваются фразами с непременным условием, что каждая следующая фраза должна быть на тон выше, эмоционально более сильной, превосходящей предыдущую. Только не надо переходить на крик, так как зрители увидят и оценят не уровень шума фразы, а её эмоциональную силу. Проигрывает тот, кто не сможет взять следующие ноты, ответить фразой, эмоционально превосходящей последнюю фразу соперника. Проигравший выбывает. Его сменяет новый участник игры. Итак, выберите первую пару. Пусть они выйдут вперёд, все следите за их конфликтом.
Следующая пара по желанию.
Подведите итоги – ваше впечатление о причинах, характерах возникновения конфликтов. Как надо вести себя, чтобы избежать или сгладить назревающий конфликт? Что чувствуют в настоящем времени и впоследствии участники конфликта?

Упражнение «ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ ИЛИ ПРИСТРОЙКА СНИЗУ».
Участники игры разбиваются на пары. Отрабатываем простейшие, элементарные приёмы: «пристройка снизу» и «пристройка сверху». В любом разговоре один из его участников чувствует себя более уверенно, он как бы ставит себя выше собеседника. Второй же может также, исходя из личных целей, стараться как бы «прогибаться» в диалоге, уступать первенство собеседнику. Действия первого называются «пристройка сверху», второго – «пристройка снизу». Заметим, что пристраивается обычно один из участников диалога. Второй играет предложенную ему роль. Попробуйте в парах попросить о чём-нибудь своего собеседника. Причём каждый должен это сделать дважды. Первый раз при помощи пристройки сверху, второй – пристройки снизу. После попыток первого свои силы пробует второй участник пары. Пары самостоятельно выбирают лучшего, пристраивающегося сверху, и лучшего, пристраивающегося снизу. Таким образом группа распадается на две и каждая из них соревнуется между собой в той пристройке, которая наиболее им удаётся. Итак, разбиваемся на пары.
Второй тур: соревнуются победители в первых парах.
Подведите итоги. Какая пристройка бывает необходима для избежания конфликта? В каких условиях? В какой роли вам было труднее? Как называется человек, который всё время держит себя с собеседником с позиции второй роли?

Упражнение «ПОДКЛЮЧИТЬ СОСЕДА».
Участники игры рассаживаются в круг и рассчитываются по часовой стрелке. Первый и второй игроки завязывают разговор, желательно – спор или конфликт, как наиболее яркий и эмоциональный из возможных видов диалога. Затем любой из участников этой пары подключает к разговору третьего, следующего по кругу. Вступающий в разговор должен занять позицию первого, так как первому предстоит выйти из разговора. Через некоторое время подключается №4, причём подключать следующего может как и готовящийся к выходу из игры, призывая нового собеседника себе на помощь, так и последний, вступивший в разговор, «набрасываясь» на одного собеседника. Итак, с подключением новых и выбыванием старых участников игра движется по кругу. Такая схема разрастания конфликта знакома многим по собственному опыту. Какие у вас впечатления, ощущения, мнения?

Упражнение «ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ».
Участники игры рассаживаются в круг и рассчитываются по часовой стрелке. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах «выплеснуть» весь накопленный запас на своего соседа под номером два, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, никак не ответив первому, «вымещает» зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшем под руку. Третий также не отвечает обидчику и в одной-двух фразах передаёт эмоции по цепи следующему. Передаём по кругу фразу с эмоцией.
А теперь несколько изменим задание. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души, одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передаёт его третьему и т.д. Итак, теперь включается цепь положительных эмоций. Первый начинает, и его улыбка передаётся по лицам участников игры.
И вот вы смогли воочию сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций. Ваш разум сможет подсказать, какую из цепей следует оборвать, а какую продолжить, вложив в неё также частичку вашей души.

Упражнение «ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ».
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно её стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счёт каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.
Подсчитываем, кто привлёк внимание большего числа участников игры.

Упражнение «НЕУДОБНАЯ СИТУАЦИЯ».
Одному из участников игры предлагается найти выход из заданной весьма сложной жизненной ситуации. Одному из участников игры предлагается найти выход из заданной весьма сложной жизненной ситуации. Например: он, почти обнажённый, входит в автобус. Остальные участники игры помогут ему, сыграв роль пассажиров автобуса. Его ближайшая цель, очевидно – раздобыть одежду. Или же он находится на вокзале без копейки денег, не имея знакомых в этом городе. Перед ним встаёт задача – раздобыть денег на билет или хотя бы устроиться на ночлег. В принципе ситуации могут быть различные. Придумайте их сами. Итак, один из участников попадает  в предложенную весьма затруднительную ситуацию и ищет выхода из неё. Удастся ли ему это сделать – судить всем остальным участникам игры.
(Вариант 2). А теперь попробуем проиграть другие ситуации, более сложные, так как в них участвуют знакомые или близкие друг другу люди. Действующим лицом является не один, а двое-трое. Например, ситуация, когда один из участников игры условно входит в свою квартиру и обнаруживает там опять-таки условного вора. Как им удастся развивать сложившуюся ситуацию – оценят зрители. 
(Вариант 3). Ещё ситуация. Например, девушка приходит в гости к другу, а он дома не один, а с другой девушкой. В ситуации, подобной первой и второй, интересны действия всех участников, занятых в данный момент в игре. Итак, проиграйте эту миниатюру.
(Вариант 4). Девушка приходит в гости к подруге, а та не одна, а со своим другом. И её приглашают пройти. Какие чувства могут быть у каждого из этой истории? Какие действия более благоприятны для продолжения дружбы?
А теперь давайте оценим наиболее интересные решения.

Упражнение «УГАДЫВАНИЕ ПО АССОЦИАЦИЯМ».
Эта игра будет проходить следующим образом. Один из вас на какое-то время должен выйти из помещения. В это время остальные договариваются между собой, кого из всех участников игры, в том числе и того, кто вышел, они будут загадывать. Водящий, вернувшись, должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая всем участникам по очереди вопросы типа «Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным и так далее? Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации с характеристиками загаданного человека. Его рост, цвет волос, особенности внешности и характера, профессиональные качества, темперамент и т.п., но только не впрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий. Если водящий отгадывает загаданного человека и указывает на него, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Если же водящий ошибается или не может правильно определить загаданного, опросив всех участников, ему говорится правильный ответ и он отправляется водить ещё раз. Игра продолжается до тех пор, пока не будет загадана половина участников игры. Победителем будет тот водящий, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников. Каждый участник на вопрос водящего может описать характеристики, сходные по ассоциации с загаданным только у одного объекта.

Упражнение «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ».
Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предлагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть одна не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры.   Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. А давайте попробуем! Можете расположиться как хотите. Каждый член группы в течение 1-2 минут очень коротко расскажет о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе. О том, что даёт ему чувство уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Необязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо без обиняков, безо всяких «но», «если» и т.п. Итак, пожалуйста, кто готов рассказать о своих точках опоры?
Действительно, трудно говорить о себе. Давайте определим, кто был самым интересным и открытым. 
А теперь поздравим самого откровенного.

Упражнение «НАМЁК».
Вам многим хорошо известно, что сказанное «в лоб» часто имеет меньшее действие, чем сказанное «между строк». Особенно важно, когда речь идёт о какой-то неприятной информации, в случае, когда человеку требуется менять свои стереотипы без всяких умственных усилий! Если же человека «навести» на мысль каким-то косвенным вопросом или действием, начать «издалека», то путь к цели может быть более коротким, чем при «лобовом» натиске. Так уж человек устроен, что в первую очередь он ценит своё собственное мнение, свою собственную позицию в каждом вопросе. «Сдавать» свои позиции всегда трудно, если при этом у вас создаётся впечатление, что вы «проигрываете». Ну, а если вас только «подвести к мысли», а остальное, т.е. окончательный вывод, вы уже сделаете сами? Давайте попробуем разыграть такие ситуации. Возьмём, например, информацию о ваших родственниках и друзьях. Попробуйте за 5 минут узнать об окружении своего партнёра как можно больше. Только для начала давайте разобьёмся на пары. Выберите себе в напарники того, кого меньше всего знаете. Так по парам и сядьте.
Теперь, сидя по парам, начните разговор издалека. Например, о погоде, о здоровье, об отдыхе, о хобби вашего собеседника. И очень ненавязчиво постарайтесь узнать о родственниках, друзьях, знакомых своего собеседника. Учтите, что мы потом оценим точность и объём информации о каждом. Итак, пожалуйста, светский разговор вроде как ни о чём, но с косвенной целью узнать как можно больше об окружении вашего собеседника и его отношении к каждой персоне.
Давайте заканчивать. Пожалуйста, посчитайте, со сколькими личностями вы познакомились в беседе с партнёром, сколько качеств по каждой личности вы можете узнать. По каждому пункту вам суммируется одно очко. Просуммируйте очки.
Кто победители? Кто оказался более сообразительным в выведывании сведений и в то же время более тактичным?


К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak


И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий