Страницы

воскресенье, 7 октября 2018 г.

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для детей 9-13 лет, рассчитана на 4 года обучения. 1. Пояснение.


ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения

(ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.)


2017 год

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. КИРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Г. Кирова (обл)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
«____»____________2002г
Директор ЦДЮТ «Радуга»
____________М.А.Исупова


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
(для детей 9-13 лет, рассчитана на 4 года обучения)

  
Пасынкова Наталья Сергеевна
Педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
Педстаж 13 лет


Г. Киров
2009 г.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ларионова Н.В. – зам. Директора
По информационно-методической работе
Кировского областного
Эколого-биологического Центра
Кандидат с/х наук
  
Малютина Н.В. – педагог
Дополнительного образования
Кировского Областного
Эколого-биологического Центра
  
Суслопарова Е.Г. – зав. Отделом
Воспитательно-развивающей работы
Для детей с проблемами развития
ДЮТ «Вдохновение»

Бусоргина С.В. – зав. Эколого-
Биологическим отделом
ЦДЮТ «Радуга»


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.  ……………………………6-16      
        Идея В.А. Сухомлинского.
        Цели и задачи.
        Актуальность программы.
        Идеи программы.
        Особенности данной программы.
        Принцип построения программы.
        Дополняющая школьную программу.
        Творческо-поисковый характер.
        Методы, формы и принципы программы.
        Ведущие методы и приёмы.
        Формы работы.
        Принципы работы.
        Режим занятий.
        Результативность программы.
        Ожидаемый результат.
        Формы подведения итогов.
        Сохранность контингента.
        Творческие достижения.
        Выполнение программы.
        Перечень ЗУН по окончании программы.

  1. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ…………………….17 -115                  
2.1.    Первый год обучения…………………………………17-37
2.1.1.     Учебно-тематический план………………17-22
2.1.2.       Программа………………………..…………………22-31
2.1.3.       Перечень ЗУН……………………………………..31-33
2.1.4.       Проверка знаний по полугодиям………32-37
2.2.    Второй год обучения…………………………………..38-62
2.2.1.      Учебно-тематический план…………………38-45
2.2.2.      Программа…………………………………………….46-56
2.2.3.      Перечень ЗУН…………………………………......56-57
2.2.4.      Проверка знаний по полугодиям……….58-62
2.3.    Третий год обучения…………………………………..63-88
2.3.1.      Учебно-тематический план…………………63-70
2.3.2.      Программа…………………………………………….70-81
2.3.3.      Перечень ЗУН……………………………………….81-82
2.3.4.      Проверка знаний по полугодиям………83-88
2.4.        Четвёртый год обучения…………………………….88-115
2.4.1.      Учебно-тематический план…………………88-95
2.4.2.      Программа…………………………………………….95-106
2.4.3.      Перечень ЗУН………………………………………107-108
2.4.4.      Проверка знаний по полугодиям………109-115
3.    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА……………………………………116-127
3.1.         1-й год обучения……………………………………… 119-121
3.2.         2-й год обучения…………………………………………121-1232
3.3.         3-й год обучения…………………………………………123-125
3.4.         4-й год обучения………………………………………..125-127
4.           УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………127
5.    БИБЛИОГРАФИЯ……….……………………………………………….127-135
Список литературы, используемой при реализации программы «Мир живой природы
6.     ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….......................136-203
6.1. Блочная схема изучения теоретического материала………….138-140
6.2. Мониторинг. Тесты и методики. …………………………………………..141-147
6.2.1. Тест эмпатийного потенциала личности……………………..141-143
6.2.2. тест «Выявление нравственной зрелости»………………….143
6.2.3. Тест «Мотивы посещения детского учреждения»……….143-144
6.2.4. Тест «Я и природа»…………………………………………………………144-145
6.2.5. Тест для родителей…………………………………………………………145-147
6.3. Итоги диагностик……………………………………………………………………..148-151
6.4. Материал к некоторым, разным видам занятий……………….. .151-201
6.4.1. Занятие «Окружает нас живой мир». 1 год обучения..151-157
6.4.2. Занятие «Классификация животных на примере фауны Вятского края». 2 год обучения…………………………………………………….157-163
6.4.3. Занятие «Друзья живой природы». 2 год обучения…….163-169
6.4.4. Анализ открытого занятия «Друзья живой природы»….169-172
6.4.5. Практическая работа «Вода и её свойства». 3 год обучения..172
6.4.6. Проверочная работа по разделу «Обитатели воды». 3 год обучения……………………………………………………………………………172
6.4.7. Занятие «Пустынный крокодил – варан». 4 год обучения. 172
6.4.8. Интеллектуальная познавательная игра «Следствие ведут знатоки».    4 год обучения……………………………………………172
6.4.9. Д/и «Кто хвост потерял?». 1 год обучения…………………..173-175
6.4.10. Д/и «Бывает или нет?», 2 год обучения……………………..176-177
6.4.11. Д/и «Найди ошибку». 3-4 год обучения……………………..178-181
6.4.12. «Обитатели живых уголков». Проверочная работа по перфокарте………………………………………………………………………181
6.4.13. «Передвижение, упряж и дорога». Занятие в игровой форме по правилам дорожного движение. 1 год обучения………..181-188
6.4.14. Венгерский кроссворд с картинками «Разные классы животных»……………………………………………………………………….189
6.4.15. «Исследовательская деятельность – средство развития личности ребёнка»…………………………………………………………………………..190-192
6.5. Работы детей 2-4 года обучения по взаимоконтролю…………..192-201
6.5.1. Экологическая сказка «Друзья познаются в беде»……..192-195
6.5.2. «Бегуны, прыгуны, верхолазы». Д/и……………………………..196-198
6.5.3. Д/и «Пищевые цепочки»…………………………………………………..198
6.5.4. «Правда ли, что…?». Д/и о животных Вятского края. ….198
6.5.5. Головоломка «Амфибии – холоднокровные животные»..199
Головоломка «Кто есть кто?»…………………………………………200
Кроссворд «Кто это?................................................201
Кроссворд «О ком заботятся дети? Кто лишний?»……..201
«НАШИ ЗАНЯТИЯ». Фото…………………………………………………………………………202
ССЫЛКИ НА БЛОГ…………………………………………………………………………………….203       
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.  Известный наш педагог В. А. Сухомлинский утверждал и словом и делом, что природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть.
Воспитание бережного отношения к природе, уважение к живому и забота о нём поможет и школе, и родителям растить в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких, умение сопереживать им. Если и мы, в свою очередь, научимся сопереживать детям, то духовные связи родителей и детей, их взаимная забота приобретут прочность, которая выдержит любые испытания.
Василий Александрович Сухомлинский разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален.
Потребности, мотивы и цели – основа наших отношений и наших чувств. Вот почему чувства гораздо больше определяют наше поведение, чем логическое рассуждение.
Так, общение с природой проникнуто сопереживанием всему живому, носит характер творческого труда и формирует творческую мысль. Сопереживание связано с мыслью, ищущей пути для действенной помощи другому человеку, или живому существу, и завершается активной помощью, требующей труда.
Животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.
В. А. Сухомлинский обучал доброте ЧЕРЕЗ СОПЕРЕЖИВАНИЕ всему живому. Быть добрым – значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему, стремиться помочь. Весной – ставить скворечники, зимой – кормушки для птиц, куда не забывать регулярно насыпать корм, выкармливать «безнадзорных» и покалеченных животных, попавших в тяжёлое положение.
По мнению Сухомлинского, ребёнка могут окружать самые прекрасные примеры доброты и в жизни, и в книгах, но он может вырасти Эгоистичным, чёрствым, а порой и жестоким, если в его личной практике не было сочувствия другим, заботы о них, помощи им.

1.2.
ЦЕЛЬ:
 Привитие основ экологической культуры детей,
Формирование ценностных ориентаций воспитанников посредством эмпатии средствами экологических объектов.
ЗАДАЧИ:
  1. Обучающие:
·        Обучение основам экологических ЗУН.
  1. Развивающие:
·        Развитие познавательного интереса к проблемам экологии;
·        Развитие элементов диалектического мировоззрения (всё познаваемо);
·        Развитие эмоциональной сферы воспитанников.
  1. Воспитательные:
·        Воздействие на духовное развитие детей;
·        Формирование ценностных установок экологической морали в отношениях с окружающей средой.

 

1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Мир живой природы» реализуется в учреждении дополнительного образования с 1996 года и направлена на развитие экологической культуры детей младшего и среднего школьного возраста. В 2002 году в программу внесены дополнения, уточнения:  современными  данными науки, интересными фактами из жизни животных и т.д.
Почему именно в конце ХХ века вплотную занялись изучением проблем экологии?
1.   За последние 25 лет ХХ века в связи с бурным развитием техники и новых технологий люди изъяли из природной среды больше полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Назревает экологический кризис, планета Земля станет непригодной для существования человечества уже в 2020-2030 годах.
Процесс изъятия из недр Земли природных богатств сопровождается адекватным ростом загрязнения окружающей среды за счёт отходов добычи и переработки. Этот процесс нарастает ещё более стремительными темпами, т.к. с каждым годом приходится разрабатывать всё более бедные руды.
Создаются новые технологии и материалы, растёт масса бытовых и промышленных отходов; интенсификация сельскохозяйственного производства неизбежно связана с применением минеральных удобрений и химических средств защиты растений, что влечёт за собой постепенную гибель всего живого.
Дети конца ХХ века – спасители всего земного шара. Став взрослыми, они должны придумать такие новые машины и технологии, которые не требовали бы природных ресурсов и работали без вредных отходов. Поэтому так нужны экологические знания.
2.   Сейчас очень жестокое время. Время выживания сильного, умного, расчётливого. Идёт процесс маргинилизации общества.
Моральные принципы, культурные ценности для большинства людей теряют свою значимость. Занижается уровень самоуважения.
И это время отражается на развитии личности ребёнка со всеми возможными негативными последствиями. Дети оказались в кругу серьёзных проблем и противоречий, в которых трудно разобраться им самостоятельно.
Чтобы не зачерствела душа детей, чтобы откликалась она на чужое страдание, стремилась делать добро, приносить окружающим радость, детям надо дать поле деятельности, где они могут проявить, развить в себе милосердие, ответственность, заботливость, внимательность и другие нравственные качества. И это возможно в процессе общения с животными, наблюдения за природой.
Вот почему сопереживание, постоянное обучение умению ставить себя на место не только людей, но и зверей, птиц, растений, реально помогать им в их жизни было важнейшим принципом педагогической системы В.А. Сухомлинского.
Программа «Мир живой природы» направлена на помощь детям в решении этих проблем.
1.4. ИДЕИ ПРОГРАММЫ:
  1. Развитие ребёнка и коллектива через деятельность.
  2. Идея поиска: что делать, как делать, с кем делать, где найти?
  3. Идея сотрудничества – труд любой вместе с детьми.
  4. Воспитание гуманности через сострадание, сопереживание «В жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский).
  5. Идея игры, романтики, фантазии – удивление, восхищение:
·         Интересным материалом о животных, растениях, людях;
·         Поведением животных;
·         Во время экскурсий на природу, в музеи, на выставки;
·         Во время выполнения творческих работ из природного материала …

1.5.  ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:
«… вначале по возможности ограничить кругозор ребёнка, но зато излагать всё, находящееся в пределах этого круга, ясными и правильными понятиями; лишь после того, как он правильно усвоил  всё лежащее внутри этой черты, можно постепенно расширять её, постоянно заботясь о том, чтобы не оставалось ничего невыясненного, ничего такого, что могло быть им понято наполовину или не совсем верно. Вследствие этого его представления о вещах и человеческих отношениях были бы, правда, несколько ограниченными и примитивными, но зато ясными и правильными, так что оставалось бы только расширять, но не исправлять их; это следовало бы применять до юношеского возраста».                                                   
                                    Шопенгауэр А. (Из книги «Принцип сперматозоида» М.Е.Литвак)
Программа «Мир живой природы» рассчитана на 4 года обучения для детей 9-13 лет.

1.5.1. Принцип построения программы – блочно-сквозной, основные темы проходят 4 года с постепенным расширением и усложнением материала:

·               «Взаимосвязь в живой природе»;
·               «Животный мир»;
·               «Растительный мир»;
·               «На что способен человек?».

1.5.2. Программа «Мир живой природы» является дополняющей школьную программу по изучению природы:
1.    Дети получают дополнительные знания о жизни животных в естественных и экстремальных условиях, приспособлениях к среде обитания, инстинктах, привычках, проявлениях материнского инстинкта и воспитания потомства, общении друг с другом, взаимопомощи среди животных, взаимосвязи и взаимозависимости, зависимости численности и видового разнообразия флоры и фауны от экологического здоровья Земли, деятельности человека, влиянии животных на самочувствие и здоровье людей.
2.       Закрепляются понятия: классификация, эволюция, сообщество, среда обитания, биосфера, экология, врождённый инстинкт, приобретённые навыки, альтруизм, взаимозависимость (в основном, понятия, данные в приложении, даются для ознакомления).
3.       Происходит понимание того, что всё, что нас окружает – живое: Земля, люди, звери, птицы, насекомые, черви, растения. Все чувствуют, видят, слышат, мыслят, переживают, любят, страдают, боятся, борются за свою жизнь.
4.       Также рассматривается человек, как часть природы: зависимость от природы, влияние на природу; физические и психологические возможности человека в нормальных и экстремальных условиях; вредные привычки и влияние их на здоровье человека; нравственные качества, альтруизм, милосердие, дружба, взаимопомощь…  Темперамент и характер, искусство общения. Отражение внутреннего состояния человека на внешности, на здоровье, на межличностные отношения, на судьбу. Отличительные особенности людей Земли, разных рас, приспособленность к среде обитания, вкусы, привычки, взгляды, обычаи и нравы разных народов.
На занятиях используются заметки из газет и журналов об интересных, необычных случаях из жизни людей, животных, растений…
На примере не только людей, но и поведения животных на каждом занятии обсуждаются нравственные понятия и  моральные принципы.  Некоторые занятия направлены конкретно на воспитание в детях доброты, ответственности, сочувствия, сопереживания… Например:
  • «Окружает нас живой мир» (о том, как страдает наша Земля от жестокого с ней обращения, какие раны на теле Земли оставляет человек после изъятия алмазов, угля, руды…);
  • «Белка в авоське» (об использовании людьми животных для развлечений, коммерческой прибыли…);
  • «Ничто человеческое им не чуждо» (о сходстве людей и животных в поведении, реакции на страх, в  радости, в материнстве… и высокомерном отношении людей к «братьям нашим меньшим»);
  • «Друзья живой природы» (о поведении детей в «Живом уголке» и на природе  в карточках с описанием ситуации, задача детей определить ошибку в поведении);
  • «Животные – целители» (как важно иметь четвероногого друга, какое влияние животные оказывают на самочувствие и здоровье человека);
  • «Друзья познаются в беде» (составление детьми экологических сказок, например, эта рассказывает о том, как трудно живётся бродячим животным, что они чувствуют, оказавшись выброшенными на улицу);
  • «Что такое дружба, друг?» (беседа, ролевая игра, анкетирование, тестирование, час поэзии  о том, каким должен быть друг и каким надо быть самому, чтобы с тобой хотели дружить) и другие.

Программа может корректироваться

  • с учётом появления нового, прогрессивного материала;
  • с учётом состава группы (дети с проблемным здоровьем, разновозрастная группа и т.п.).

1.5.3.  Занятия в клубе «Любители природы» носят творческо-поисковый характер:
·               дети самостоятельно выбирают животных для наблюдений, в течение года пишут заметки, сочинения, рефераты;
·               дети проверяют теорию в ходе наблюдений за  животными, помещая их определённые условия;
·               при появлении потомства у животных разных пород, окрасок, анализируя доминирование тех или иных качеств у детёнышей, ребята получают знания по основам генетики, селекционных работ.
В процессе ухода за животными, общении с ними закрепляются правила безопасного обращения с животными, осваиваются практические навыки ухода за животными, условия их содержания в неволе, вырабатывается ответственность за жизнь подопечных и т.д.

1.6. МЕТОДЫ,  ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
1.6.1. ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ  (По Лернеру И. Я. И Скаткину М. Н.)
  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • проблемный,
  • частично-поисковый (эвристический),
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • постановка проблемы,
  • наглядная демонстрация животных,
  • анализ,
  • вопросы,
  • индивидуальные задания,
  • альтернативный выбор,
  • обращение к опыту детей,
  • сотворчество,
  • приём неожиданности,
  • эмоциональное сопереживание,
  • ситуация занимательности,
  • анализ жизненных ситуаций,
  • создание ситуации успеха,
  • сопоставление жизненных толкований и научных объяснений.


1.6.2. ФОРМЫ РАБОТЫ:
Для развития творческой личности используются индивидуальные, групповые и массовые формы работы.
Индивидуальные
-      закрепление за ребёнком определённого зверька для наблюдений в течение года с анализом его развития;
-      наблюдения за отдельными животными;
-      ведение дневников наблюдений, тетрадей для записей;
-      сочинение о любимом животном;
-      заметки для «Летописи «Живого уголка»;
-      рефераты на любую выбранную самим ребёнком тему;
-      работа с литературой о природе, обзоры книг;
-  рисунки животных и окружающей природы;
Групповые
-      обсуждение результатов наблюдений;
-      совместная работа группы из 2-3 человек над одной темой реферата;
-      небольшие эксперименты с животными (создание различных условий);
-      конкурсы-эрудиционы, интеллектуальные игры;
-      экскурсии по городу (жизнь городских, синантропных, животных, виды растений);
-      экскурсии в лес;
- экскурсии в музеи, на выставки, в «Живые уголки».
Коллективные
-      Дискуссии;
-      Обсуждения, анализ;
-      Участие в выставках и конкурсах («Природа и фантазия», «Мисс Мяу», «Мистер Гав», «Очей очарование», «Причуды природы» и др.);
-      Праздники «День птиц», «Царица Осень», «Посвящение в Юные Экологи», …
-      Участие в акциях «Накормите птиц», «Дом для пернатых гостей» и т.д.

1.6.3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1.   Принцип индивидуализации и дифференциации. Учитываются:
-          возрастные особенности,
-          познавательный интерес,
-          восприимчивость,
-          уровень базовых знаний ребёнка,
-          состояние здоровья,
-          нравственная и эмоциональная насыщенность на занятиях, психологический климат.
2.  Принцип гуманизации:
-          воспитание на добром отношении к ребёнку,
-          принятие детей такими, какие они есть,
-          нравственная и творческая целенаправленность.
3.   Принцип воспитания в деятельности:
-          в общении с детьми и животными – каждый имеет право на ошибку и возможность её исправить,
-          во время наблюдений за животными использование эмпатических приёмов для развития положительно-эмоциональной направленности в личности воспитанников,
-          общественно-полезная деятельность сплачивает коллектив, содействует утверждению личности ребёнка.
4.   Принцип проблемности:
-        создание ситуации выбора,
-          принятие самостоятельного решения,
-          сопоставление научного и житейского толкования,
-          проблемные задания, эксперименты.
5.   Принцип природосообразности:
-          все мы – часть Природы,
-          всё в природе взаимосвязано и взаимозависимо, а это обязывает человека бережно относиться ко всему окружающему,
-          когда ребёнок знает, умеет, хочет, верит, действует – это и есть формирование экологической культуры.
6.   Принцип учёта развития мышления:
-          у младшего школьника – наглядно-образное, бурное фантазирование,
-          у подростка – абстрактно-теоретическое,
-          развитие репродуктивной и творческой деятельности (самостоятельность, поиск).
7.   Принцип развития памяти ребёнка:
-          установка на запоминание,
-          повторение материала,
-          учёт возможностей памяти (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вербальная).

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ и обоснование количества часов на группу:
Воспитанники  1-го года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа:
·               Первое занятие: 30 минут – теоретический материал; переменка – 10 минут; 20-30 минут – игровой (закрепление полученных знаний: ребусы, кроссворды, дидактические игры, развивающие, познавательные  игры; общение с животными и наблюдение за ними; остальное время – помощь старшим воспитанникам в практической работе: в уходе за животными: раздача овощей, веток, сена).
·               Второе занятие: творческая работа (поделки из природного материала, рисунки, аппликации и т.п.; наблюдения за животными, заметки для «Летописи «Живого уголка»). Помощь в уходе за животными.

Воспитанники 2-4 годов обучения занимаются 2 раза в неделю по 3 часа:
·               Первое занятие: 40 минут – теоретическое занятие; переменка – 10 минут; 40 минут – игровое занятие (закрепление полученных знаний: ребусы, кроссворды, дидактические игры, развивающие, познавательные, интеллектуальные игры; общение с животными и наблюдение за ними); 10 минут переменка;  3-й час – практическая работа: подготовка корма, заготовка травы, веток, сена, опила, чистка клеток, кормление, уборка помещения – этой работой занимаются старшие дети, дежурные по очереди).
·               Второе занятие: для детей 2-го года обучения – творческая работа (поделки из природного материала, рисунки, аппликации, оригами и т.п.; наблюдения за животными, небольшие исследования, эксперименты, заметки для «Летописи «Живого уголка»,  рефераты, сочинения, работа с литературой, составление вопросов для взаимопроверки, ребусов, кроссвордов, дидактических игр, оформление «Фотолетописи «Живого уголка», стенгазет, альбомов с сопутствующим материалом к занятиям, уход за животными).

1-й год обучения за год – 144 часа занятий в учебное время, 2-4 года – 216 часов обучения, кроме этого – добровольная помощь в уходе за животными в течении лета.
Специального отбора в объединение нет. Наиболее оптимальный вариант наполняемости в одной группе не более 8-10 человек. Состав детей может быть переменным.

1.8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
1.8.1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
·         Освоение экологических ЗУН;
·         Навыки безопасного обращения и ухода за животными;
·         Интерес к познаниям об окружающем мире;
·         Умение наблюдать и выражать свои впечатления и положительные эмоции;
·         Формирование детского коллектива через совместную деятельность;
·         Формирование и развитие нравственных качеств: уважение другого мнения, сопереживание, ответственность, доброта и т. д.
     
    ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
В конце занятия, по окончании каждого раздела, по истечении полугодий и по окончании учебного года проверка полученных ЗУН проходит с помощью:
·         Кроссвордов,
·         Ребусов,
·         Дидактических игр,
·         Проверочных карточек,
·         Конкурсов-эрудиционов,
·         Интеллектуальных игр и т.п.;
·         Диагностики,
·         Тестов,
·         Защиты рефератов,
·         В процессе наблюдений за воспитанниками во время занятий и мероприятий,
·         В процессе беседы с воспитанниками, родителями, учителями.
Названия проверочных конкурсов-эрудиционов, интеллектуальных игр в учебно-методическом плане по каждому году обучения и некоторые разработки в приложении.
Тексты  проверочных конкурсов-эрудиционов за полугодия и по окончании каждого года обучения в конце содержания каждого года обучения. Результаты проверки ЗУН за 2001-2002 учебный год в приложении.
В начале учебного года предлагается  по любой изучаемой теме (по выбору воспитанника или группы детей из 2-3 человек) написать реферат или провести исследование, наблюдения за животными «Живого уголка», насекомыми…
Результаты наблюдений, исследований оформляются в виде заметок для «Летописи «Живого уголка», стенгазет, рефератов и представляются детьми на итоговых занятиях. Список тем наблюдений и рефератов по каждому году обучения прилагаются к содержанию каждого года обучения.
Для выявления эмпатийности, ответственности в начале и конце года проводятся тесты, например: «Нравственная зрелость», «Тест эмпатийного потенциала личности», «Я и природа», «Мотивы посещения детского учреждения», «Тест для родителей» (в приложении); также проводятся тесты: «Добрый ли вы человек?», «Насколько вы терпимы?», «Обладаете ли вы чувством долга?» и др. по желанию детей. Анализируя свои данные воспитанники задумываются о причинах несоответствия желаемой характеристике и ищут пути решения этой проблемы.

1.8.3. СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА
В  клубе «Любители природы» основная группа воспитанников 9-12 лет, есть ребята 13-15 лет. Это возраст, когда происходит становление их характера, начинает проявляться отношение к жизненным ценностям.
С точки зрения психологии интерес к животным, мировоззрение формируются в детском возрасте до 14-15 лет, происходит формирование уверенности в себе наиболее легко при наличии четвероного друга.
В возрасте 13-14  лет примерно 50%  воспитанников покидает клуб «Любители природы». Это можно объяснить психологической закономерностью данного возраста: отбрасывание из-за увеличившейся нагрузки менее значимых для будущей жизни, менее перспективных, видов занятий.
Из тех, кто постоянно посещает «Живой уголок» до 70% (цифра непостоянная) детей из «неблагополучных семей»: неполных, сложных в социальном положении, равнодушных к проблемам своего ребёнка…
Бывшие воспитанники часто заходят в «Живой уголок», делятся своими проблемами, успехами.

1.8.4. ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках:

·         « Всероссийская олимпиада по биологии»;
·         «Краеведческая олимпиада» в СЮТур;
·         Научно-практическая конференция «Человек и природа»;
·         Городские выставки: «Новогодние композиции», «Дары осени», «Осенний букет»…

1.8.5. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основном программа выполняется и интересна воспитанникам, но каждый год возникают свои нюансы: меняется состав групп; происходит замена некоторых занятий по желанию детей; появляется  интересный материал, разрабатываются новые задания, игры…

1.8.6. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ ВОСПИТАННИКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:
Ø  Тема «Обитатели «»Живого уголка»
-          Биология, экология, значение, «привычки», «вкусы» обитателей «Живого уголка»; способы выведения новых пород и цветовых расцветок.
-          Правила безопасного общения с животными.
-          Санитарные правила при уходе за животными.
Ø       Тема «Взаимосвязь в живой природе» и «Животные Земли»:
-          Приспособленность животных к среде обитания («мутуализм», «комменсализм», «нахлебничество» и др., защитная и отпугивающая окраска,…).
-          Виды взаимодействия представителей животного мира одного и разных видов.
-          Значение воспитания детёнышей, ответственность, материнство; рефлексы и приобретение навыков, обучаемость животных в течение жизни.
-          Аналогия и анализ образа жизни, приспособленности у животных и людей.
-          Влияние деятельности человека на среду обитания животных и их  приспособленность к новым условиям.
Ø        Тема «Кто с человеком живёт?»
-          Разнообразие и значение, пути появления в хозяйстве человека разных животных: полезных и вредных (оторванных от природы: постельных клопов, домашних тараканов, …) .
Ø        Тема «Сокровища вятской природы»
-          Разнообразие флоры и фауны Вятского края.
-          Экология, значение, взаимозависимость всех видов живой природы.
-          Экология, значение основных представителей животного мира Кировской области (куньи, лисы, волки, медведи, рыси, белки, бурундуки, ежи, зайцы, бобры, выдры, олени, лоси,..).
Ø  Тема «Птицы»
-          Разнообразие, экология, значение птиц нашей страны и представителей других континентов. Классификация. Цепи питания. Виды гнёзд.
Ø  Тема «Насекомые»
-          Экология, значение, разнообразие насекомых в доме человека, «диких» насекомых, практическое использование человеком насекомых.
Ø  Тема «Амфибии и рептилии»
-          Разнообразие, экология, значение,  классификация основных представителей этих видов животных в нашей стране и на других континентах (квакши, лягушки, жабы, тритоны, саламандры; змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи).
Ø  Тема «Подводный мир»
-          Разнообразие, значение, экология, приспособленность к среде обитания обитателей воды.
Ø  Тема «Растения»
-          Разнообразие, экология, значение, классификация, происхождение, выведение новых видов растений, растений нашей страны и некоторых необычных представителях других континентов.
-          Лекарственные и ядовитые растения, значение в природе равно как тех, так и других.
Ø  Тема «На что способен человек?»
-       Разнообразие рас, народностей, племён, населяющих нашу планету.
-       Разнообразие вкусов, привычек, канонов красоты, строения общества, отношений,…
-       Приспособленность людей к разным условиям обитания.
-       Возможности, способности человека физические и психические, и взаимозависимость этих возможностей от образа жизни и мышления.
-       Основы энерго-психологической защиты, энергетический вампиризм.
-       Понятия добра и зла, дружбы, любви, нравственные ценности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
-          Разбираться в экологической ситуации;
-          Наблюдать, сравнивать изменения в окружающей среде, анализировать и находить причины изменений;
-          Знать правила поведения в природе и уметь предотвратить пожар или уничтожение редких растений и животных;
-          Определить основные лекарственные и ядовитые растения;
-          Знать основных представителей фауны нашего края по внешнему виду, по голосу, по следам деятельности;
-          Умение наблюдать за животным миром, людьми и отображать свои впечатления в заметках, сочинениях, рефератах, рисунках, творческих поделках;
-          Умение выделять главное при работе с литературой и использовать эти знания в самостоятельной работе при изготовлении дидактического материала, при написании рефератов;
-          Навыки безопасного общения с животными «Живого уголка»;
-          Практические навыки ухода за животными: заготовка зелёного корма (распознавание полезных и вредных трав, семян, веток деревьев); подготовка варёного корма (что кому можно есть); кормление; заготовка опила, чистка клеток; заготовка на зиму сена, веток деревьев, семян трав;
-          Навыки борьбы с вредными насекомыми (тараканы, блохи, мухи, мошки), вредными грызунами (мыши, крысы);
-          Навыки разведения костра в лесу (способы защиты, выбор места, заготовка дров, сухих веток, валежника без ущерба для природы).


ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯБлочная схема изучения теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий