Страницы

понедельник, 18 декабря 2017 г.

"СИНИЧКИН ДЕНЬ" набросок сценария мероприятия для детей

"СИНИЧКИН ДЕНЬ" 
набросок сценария мероприятия для детей
для закрепления знаний по теме занятия о синицах 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования

«набросок» СЦЕНАРИЯ       «СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Действующие лица:
1.     Сорока, самоуверенная и несколько наглая.
2.     Синичка.
3      Старичок-лесовичок
4.     Воробей.
5.     Сова.
6.     Дятел,
7.     Клест,

Необходимые материалы:
1.     Силовые кнопки.
2.     Маркеры.
3.     Картонные карманы для жетонов.
4.     Жетоны.
5.     Коробки.
6.     Стенды для рисунков.
7.     Стенды дня портретов зимующих птиц.
8.     Столы для кормушек.
9.     Таблички к поделкам.
10.    Таблички с указанием птицы и подкормки зимой.
11.      Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или КОСТЮМЫ.
12.    Музыка.
13.    Голоса птиц.
14.    Карточки с названиями птиц перелётных и зимующих.
15.    Загадки о зимующих птицах.
16.    Крупные «портреты» зимующих птиц.
17.    Карточки е текстом действующим лицам.
18.    Игра Лесовичка (?).
19.    Призы за рисунки.
20.         Призы за поделки-кормушки.
21.    Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.
22.          Корзинка.
23.    Рисунки детей с изображением синичек (с надписью автора на лицевой стороне).
24.          Поделки кормушек с табличками.

На сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.

Вбегает вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»
Обращаясь к ребятам: «Здесь?»         «Замечательно! А как он называется? ....
(Возмущённо) «Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое блестящее оперение! А чем примечательна синичка?
Вы, небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)

СОРОКА: Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд. Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.
Но вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! .... Что не так! И как, но-вашему, она поет?   (Тинь-тинь) Ой, ну ладно, убедили.

(Задумчиво) Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т.д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет.

СОРОКА: О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет» птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова,  дятел, клёст....)
1.     Чёрный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ
2.     Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает. СОВА
3.     Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже травы. СОРОКА
4.     Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ
5.     Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ
6.     Кто там прыгает, свистит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со свистом. КЛЁСТ
7.     Всё лето с нами гулит и зимой никуда не улетит. ГОЛУБЬ
8.     Спутник верный снегиря, с хохолком на голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ
9.     Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА
10.    Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА
11.   Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.
В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. 
А зовется просто:... ГАЛКА.

СОРОКА: птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете?             И я не знаю! У кого бы спросить?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: У меня спроси. Я знаю.  С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

ВОРОБЕЙ: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

СОВА:  Синица - очень полезная птица. Круглый, год она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

ДЯТЕЛ:  Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

КЛЁСТ:  Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

СОРОКА: Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам более подходящий корм нужен.
Ребята, что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после "Птицы" могут       показывать  карточки  с «меню»,  чтобы  дети  могли запомнить зрительно)
СНЕГИРЮ ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;
СИНИЧКЕ ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;
СВИРИСТЕЛИ ... мякоть ягод рябины;
СОЙКЕ ... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды, конского щавеля;
ГОЛУБЮ .. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб; 
КЛЕСТУ ...- шишки сосны и ели;...
... .Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с кормушками..

СТАРИЧ0К-ЛЕСОВИЧОК: Чтобы помощь наша не была бесполезной, снег зёрнышки не засыпал, да и сороки-вороны не растащили, что мы можем сделать? ...... Кормушки! Кто уже готов поделиться своим опытом — выходите - покажите! (Дети выходят с кормушками и ставят их на столы, «Птицы» помогают расположить на столах).    

СИНИЦА: ( обращаясь к «птицам")  Посмотрите (показывая на зал) сколько у нас друзей?   И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят. 
Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет  и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!

СОРОКА: Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть  (игра - ?)
Например:
Гуси
На площадке чертят небольшой круг, в середине его си­дит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
Гуси, вы гуси!
Га-га-га, га-га-га!
Вы, серые гуси!
Га-га-га, га-га-га!
Где, гуси, бывали?
Га-га-га, га-га-га!
Кого, гуси, видали?
Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в се­редину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
А, гуси, вы. гуси!
Га-га-га, га-га-га!
Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяет­ся, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси вста­ют в хоровод. Волка выбирают.
Правила: 1. Хоровод гусей и гусенят идут по кругу в раз­ные стороны. 2. Проговаривать текст должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хо­зяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки по­щипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка меж­ду хозяином и гусями:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
—Да, да, да.
Гуси-лебеди!Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пой­маны. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быст­рый, становится волком.
Правила: 1. Гуси должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

ЛЕСОВИЧОК: Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли  и уменье свое показали (жест в сторону рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1 жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).
       
"Птички" снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с    крупно написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести игру с залом, например: 

«Покупки бабушки»

(Слова ведущего выделены)

Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе уточку. Купила бабушка себе уточку.

Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывает руками, как плывет уточка).
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).

Купила бабушка себе индюшонка. Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купила  бабушка себе кисоньку. Купила  бабушка себе кисоньку.

А кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает как умывается кошка).
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются  соответствующими движениями).

Купила бабушка себе собачонку.

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав (кистями рук показывает как лает собака).
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.

Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются  соответствующими движениями).
Купила бабушка себе коровенку.

Купила бабушка себе коровенку.

Коровенку муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).
Коровенка муки-муки.
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются  соответствующими движениями).

Купила бабушка себе поросенка.

Купила бабушка себе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).

Поросенок хрюки-хрюки.

Коровенка муки-муки.
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются  соответствующими движениями)
Купила бабушка себе телевизор.
Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время – факты (руками показывает экран телевизора).
Дикторша ля-ля-ля-ля-ля.

или короткая игра:
«Три фразы».
Ведущий обращается в зал с вопросом: «Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?» Ведущий предлагает проверить себя и произносит фразы:
- Сегодня хорошая погода…              (все повторяют)
- У нас прекрасное настроение…        (все повторяют)
- А вот вы уже и проиграли…                      (ребята спрашивают «Почему?»)
В этом их ошибка, т.к. это была третья фраза.

СИНИЧКА и ЛЕСОВИЧОК объявляют победителей в конкурсе рисунков и кормушек.

СОРОКА и другие "птицы" раздают призы. 
 
ЛЕСОВИЧОК:  Ребята, вот вам семейное задание:: повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться  с произведениями детской литературы о жизни птиц.


СОРОКА: Ну что же, ребятки, До встречи! Мы - зимующие птицы, с вами каждый день будем встречаться во дворе и в лесу… Пока... 

«Синица» информация к занятию https://urlid.ru/b7yr
-  «Птицы Вятского края» http://qoo.by/3Coi 
«НАШИ ДРУЗЬЯ – ПТИЦЫ» https://urlid.ru/b7yg


Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий