Страницы

вторник, 19 декабря 2017 г.

"ПРИРОДА ВОКРУГ НАС" дидактические задания

"ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"  
дидактические задания 
для закрепления и проверки знаний по теме занятия о животных 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования
«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС» конкурс-эрудицион
для детей младшего школьного возраста

1.   Плакат «КТО ЛИШНИЙ?»  - картинки  с изображением животных.      Разминка (без оценки).
Первый ряд «ЦВЕТЫ» - лишний …. (ГРИБ)
Второй ряд «КОШАЧЬИ» - лишний …. (ЕНОТ)
Третий ряд «ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ»  - лишний… (СОВА)

II. Викторина "О МИРЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ" по 10 вопросов 2-м командам.
На школьной доске или стенде, плакате написаны названия команд, или просто 1 и 2. За правильный ответ на доске против отвечающей команды ставится отметка (чёрточка). По окончании викторины подсчитываются правильные ответы, и пишется соответствующая цифра.

Цвета карточек с ответами про животных:
Название         - голубой
Вид                   - бежевый
Среда об.         - коричневый
Домашн.и дик. - белый

Про растения:
название      - голубой
Вид               - бежевый
     Лекарствен. - коричневый


Лекарствен. - коричневый

Вопросы 1ой команде:
1.          Зачем кошка умывается? (Уничтожат свой запах после еды, перед охотой)
2.          Зачем слону большие уши? (Охлаждение, в качестве веера)
3.          Сколько ушей у сверчка?  (9: I- на кончика брошка, 6- под коленками бти  ног, 3- в голенях передних ног)
4.          Какую пользу приносит хвост лошади?          (Отмахивается от насекомых)
5.          Где живут головастики?        (В воде)
6.          Как по внешнему виду определить больную собаку?                (Свалявшаяся, грязная шерсть, опущенная      голова, хвост волочится по земле, грустные, мутные, слезящиеся глаза, равнодушие к еде и ласке...)
7.          Как решают животные, кто из них старший в стае, стаде,..?           (меряются размерами, силами...)
8.          Какую роль играют запахи в жизни животных и насекомых?                (Помогают находить пищу, предостерегают об опасности, предупреждают о
    приближении врагов, отличают чужаков)
9.          Зачем птице гнездо? (Для некоторых птиц - это дом, важное
    назначение гнезда - сохранение тепла при выводе птенцов)
10.     Есть ли взаимная польза крокодилу и птичке-дантисту? (Птичка чистит крокодилу зубы и сама   питается остатками пищи)

Вопросы 2ой команде:
1.     Зачем кошке хвост? (Руль при прыжках, распушённый хвост - средство устрашения врага, общение)
2.     Какие уши у нутрии? (Несколько мышц, которые сокращаясь, закрывают проход воды в ухо)
3.     С помощью чего слышат рыбы? (Плавательный пузырь, нервные окончания на боковых линиях, внутреннее ухо)
4.     Зачем хвост лисе? (Зимой укрываться от холода, вильнув белым кончиком хвоста обманывать преследователя, направляя его в другую сторону)
5.     Где живут взрослые лягушки? (На влажных берегах рек, озёр, болот,…)
6.     Почему собаку, кошку и вообще животных учёные называют «эликсиром здоровья»? (За положительное воздействие на человека, увеличение продолжительности жизни человека, снятие болей, стрессов, излечение болезней)
7.     Как ведут себя животные при встрече с соплеменниками   или представителями других видов? (Принимают угрожающую позу, шипят,   пытаясь отпугнуть; если противник сильнее, принимают позу подчинения или убегают)
8.     Зачем "животные метят свою территорию? (Чтобы другие её не занимали)   
9.     Каким бывает птичий дом?  (Гнездо из веток, мха, глины,..                                           скворечники, норки, дупла...)
10. Какую пользу человек и животные оказывают таким растениям как репей, повилика, череда...?   (Цепляясь за шерсть животных и одежду человека, растения переносятся, рассеиваются, размножаются семенами)
     

Задание III.  "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ РАСТЕНИЯ?"
Командам выдаются наборы картинок, карточки с названиями растений и грибов, карточки с обозначением вида растения и «полезности» для человека.
Задача: разложить на столах картинки и карточки: картинка + название + вид + лекарственное или ядовитое.

Вариант 1.
I. Подобрать название
1)    Подосиновик
2)    сморчок
3)    мухомор
4)    брусника
5)    ананас
6)   репа
7)    смородина
8)   рябина
9)   черёмуха 19) берёза
11)         берёза + клён
12)    зверобой
13)    ландыш
14)    ромашка

2. Вид растения

Гриб
Гриб
гриб
ягода
фрукт
овощ
ягодный кустарник плодовое дерево
плодовое дерево
дерево лиственное
деревья лиственные
цветущая трава
цветок
цветок

3. Лекарствен. раст.


Лекарственный +ядовитый


Вариант 2.
1.     подберёзовик
2.     мухомор
3.     мухомор
4.     голубика
5.     черника
6.     кабачок
7.     ель
8.     смородина
9.     ирга
10. берёза
11. клён
12. иван-чай
13. ландыш
14. ромашка

Гриб
Гриб
Гриб
Ягода
Ягода
Овощ
хвойное дерево
ягодный кустарник
ягодный кустарник
дерево
дерево
цветущая трава
цветок
цветок


Лекарственный + ядовитый
Лекарственный + ядовитый

Задание !У, викторина по карточкам "КТО ЧТО ЕСТ?" (задание одинаково для обеих команд).
Командам раздаются по две карточки с названиями животных и предполагаемым кормом для них, а также по ручке и листку бумаги для записи ответов. После выполнения задания команды меняются капитанами. Ведущий зачитывает правильные ответы. Капитан соперничающей команды проверяет правильность ответов. Числа, соответствующее количеству правильных ответов, записываются на доске.
Карточка 1:
I. Кошка
2.    Лягушка
3.    Куры
4. Комар 
5. змея
6. Дельфин
7. Грач
8. Муравьед
9. Вороны, галки
10. Белка
11. Таракан
12.      Бабочка
13.      Верблюд
14.      Платяная моль

Карточка 2.
1.  Рыба
2.  Крошки хлеба, остатки пищи
3.  Грызуны, яйца птиц, муравьи
4.  Муравьи
5.  Зёрна растений, крошки, земляные черви
6.  Молоко, рыба, мясо, ростки растений
7.  Земляные черви
8.  Верблюжья колючка
9.  Пыльца растений
10.Насекомые
11.Пуховые волосы, шерсть
12.Кровь животных и человека
13.Всеядны
14.Орешки, грибы, семена ели, сосны...

На листочке надо написать соответствующие пары чисел, например: 13 – 8, что означает ВЕРБЛЮД – ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА.

Задание У. "КТО ЭТО?"

Условие выполнения такое же, как и про растения.
Задача: разложить карточки в порядке: название + вид + среда обитания + домашнее или дикое. Кто лишний?

Вариант 1.
1.     мышь
2.   косуля
3.     белка
4.     кабан
5.     лось
6.     синица
7.     лебедь
8.   страус
9.     гуси, утки
10. филин
11. ястреб
12. тетерев
13. пчела
14. бабочка
15. тюльпан
16. краб

Млекопитающее
Млекопитающее
Млекопитающее
Млекопитающее
Млекопитающее
Птица
Птица водоплавающая
Птица
Птицы водоплавающие
Птица
Птица
Птица
Насекомое
Насекомое
Цветок
Членистоногое

Поле, лес, дом человека
Лес
Лес
Лес
Лес
город, лес
у воды
саванна
у воды, подворье челов.
лес
лес, поле, горы
лес   
поле
поле, лес, …
поле, сад человека
в воде

Вариант 2.
1.   Лиса
2.   Ёж
3.   Волк
4.   Рак
5.   Енот
6.   Дятел
7.   Аист
8.   Снегирь
9.   Фламинго
10. Тетерев
11.  Утка (цесарка)
12.  Лебедь
13.  Бабочка
14.  Муха (златоглазка)
15.  Дуб
16.  Кабан
Млекопитающее
Млекопитающее
Млекопитающее
Членистоногое Млекопитающее
Птица
Птица
Птица
Птица
Птица
Птица

Птица водоплав.
Насекомое
Насекомое

Дерево  Млекопитающее
лес
лес
лес
в воде лес
лес
лес, поле, на доме ч-ка
город, лес
у воды
лес, поле, дом ч-ка
у воды (дом ч-ка)
у воды
лес, поле
везде: лес, поле, дом человека, горы, …
лес
лес


У1.    ПАНТОМИМА «ЗООПАРК». (Задание выдаётся тайно от другой команды)
1.    Изобразить командой
а)     косяк       рыб                     а)  стадо     жирафов
б)     пчёлы      (озвучить)           б)  куры     (можно  озвучить)

2.    Задание капитанам. Изобразить:  (без звуков)
а )    лягушку                                   а)     кузнечика
б)     сову                                         б)     хомяка


Подсчитываются заработанные командами баллы (очки). Поздравление победителей.


Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.


Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb



Комментариев нет:

Отправить комментарий