Страницы

среда, 27 сентября 2017 г.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Каждый из нас живёт и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.


Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:
-          взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
-          часто с интересом воспринимаем различные слухи;
-          обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;
-          испытываем на себе влияние других людей, изменяя своё поведение, подражая им;
-          изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
-          принимая решение, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;
-          относим вновь увиденных людей к определённому типу;
-          находимся под воздействием средств массовой информации;
-          с одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникают разногласия;
-          замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако всё это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплочённость и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, построить с папой летающего змея, съездить с мамой в отпуск, сходить с друзьями в поход, понять объяснения учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». 

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице. Это так называемая микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познаёт более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.

Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки. С тех пор, как человек встретил себе подобных, стали возникать вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что он обо мне думает?», «Как оценивает?»

Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать явления, порождённые встречей двух (или более) людей, появляются и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как каждый из них изменяется (развивается или деградирует) под влиянием другого. Зарождается интерес к тому, как и по какой причине  у нас появляются застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощённость, «вдохновение» под влиянием внимания к нам других людей; почему один человек «теряется» в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно ему легко ему удавалось (спеть, прочитать стихотворение), а другой, напротив, способен показать всё, на что способен, лишь в большой компании, когда находится в кругу незнакомых людей.

Эти вопросы существуют столько же, сколько и сам человек, который формируется как личность в процессе общения с другими индивидами.
В процессе общения мы можем обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения. Психологи говорят о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т.д.

Различают также межличностное и массовое общение.
Принято выделять также межперсональное и ролевое общение. В первом случае речь идёт об обычном общении людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В случае ролевого общения участники выступают как носители определённых ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец). Человек поступает так, как предписывает ему его роль. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств.
Каждый из нас выполняет множество ролей.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5 основных его функций:
  1. Прагматическая  - реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития внешние формы общения ребёнка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.
  3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедить в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Ещё Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением».
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определённых эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать у нас в разных ситуациях разное отношение.
  5. Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определённые решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Психологи выделяют 3 основных типа общения:
1.            Императивное общение ещё называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнёров  по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо вставать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д. при этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

2.            Манипулятивное общение  сходно  с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь  достижение своих намерений осуществляется скрыто.. как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Карнеги и его последователей. Широко распространён манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. 

Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой.  

Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям.  Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

3.            Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнёров. Диалоговое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1)            психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2)            Полное доверие к намерениям партнёра без оценки его личности (принцип доверительности).
3)            Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение и решения (принцип паритетности).
4)            Направленность общения на общие проблемы и нерешённые вопросы (принцип «проблематизации»).
5)            Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению предполагает более внимательное отношение к вопросам, которые может задать собеседник. Даже если вам это неинтересно, необходимо деликатно относиться ко всем вопросам и высказываниям. Гуманистическое реагирование на подобные вопросы предполагает:
-          терпеливое и полное выслушивание вопросов,
-          стремление к совместному более широкому рассмотрению вопроса, что позволяет взглянуть на проблему с различных сторон. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;
-          учёт того, что вопрос не всегда задаётся с целью получить на него точный ответ. Иногда вопрос является результатом раздумий или проверкой предположений, услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, не имеющий прямого отношения к затронутой теме.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют 3 взаимосвязанных стороны общения:
-          информационную (или коммуникативную), которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми: мы узнаём что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;
-          взаимодействия (или интерактивную), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он молча берёт их и отсчитывает нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получаем, а просто взаимодействуем – обмениваемся действиями;
-          понимания (или перцептивную), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнёрами по общению друг друга.

Чтобы разобраться в том, что же такое общение, надо подробно рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы, препятствия.
Говоря об информационной стороне общения, мы прежде всего имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т.п.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей. В ходе психологических исследований Якова Коломинского подтвердилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе, как правило чаще высказываются, имеют большую информированность.

Информированность – это запас знаний, имеющийся у человека. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Для того чтобы обмен информацией  состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке.

Нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Так, услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик – квадратный корень из числа, врач – корень зуба, учитель русского языка – корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.

Сравнительная характеристика
Авторитарной и диалогической коммуникации
Параметры процесса общения
Авторитарная коммуникация
Диалогическая коммуникация
1. Психологическая установка коммуникатора
«Сверху – вниз»
«На равных»
2. Характеристика текста
А) безличный характер
Б) без учёта особенностей слушателей
В) сокрытие чувств

Г) аксиоматичное содержание
А) персонификация
Б) учёт индивидуальных особенностей слушателей
В) открытое предъявление собственных чувств
Г) дискуссионный характер содержания
3. Форма коммуникации
монофония
Полифония
4. Способы организации коммуникативного воздействия
Коммуникатор
*
= = = = =
= = = = =
= = = = =
Коммуникатор
*
=     =
=               =
=                      =
=              =
=     =
=
5. Характер невербального поведения
Закрытые жесты и позиция «над аудиторией»
Открытая жестикуляция, одни пространственный уровень


Информация для занятия из книги: Рогов Е.И. Психология общения.  Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

Часть 1.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий