Страницы

среда, 27 сентября 2017 г.

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Общаясь, мы обмениваемся эмоциональными переживаниями и ценностными представлениями. Жесты, мимику, интонацию, громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т.п. получатель информации в первую очередь анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию, и в зависимости от результата такого анализа принимает или отвергает собеседника как партнёра по общению.

Важно помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью. Тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своего общества, оставаясь свободным в совершении собственных действий.
Коммуникация – это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий ко взаимному пониманию. 

80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнёра по общению, его речь, его поступки и особенно невербальное поведение.
Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств.

Идентификация с другим человеком даёт возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. 
Идентификация связана с другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идёт об эмоциональном осмыслении его проблем. Взаимные переживания  (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие) являются одной из важнейших  характеристик личности. 

Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик помогает нам понять состояние другого.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека. Что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика,  ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. 

Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своём веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.
В случае проявления эмпатии мы принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнёру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни
Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника.

Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приёму гостей.

Эта высшая форма эмпатии – действенная – характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека.
В том случае, когда познание партнёра по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств, от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнёров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Подростки гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.
Для того чтобы правильно понять партнёра по общению, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнёром по общению, получила название рефлексии. Ещё Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. 


НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Представьте, что бы вы делали, как общались с людьми, если бы попали в страну, язык которой вам неизвестен. Как вы попросите попить? Как сообщите, что голодны? Правильно, с помощью жестов. Язык жестов можно считать международным, так как он понятен и общедоступен. Это показал немецкий учёный Карл Леонхард, который в течении долгих лет собирал, изучал и описывал выразительные движения людей (пантомимику, мимику, жестикуляцию и т.д.). 

Посмотрите на животных. Ведь они прекрасно понимают друг друга при помощи звуков, поз, телодвижений, определённой демонстрации агрессии или страха.  Более того, домашние животные понимают нашу мимику или жесты, наш общий тон (приветливый или недовольный), обращённый к ним. Но ведь и мы понимаем, в каком настроении  наша собака или кошка, довольна ли она нашими действиями, хочет ли она общаться с нами. 

Очень важны познания в области невербального общения. В этом «немом» языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень  много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью – всё имеет свой смысл. Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определённое значение.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счёт невербальных средств.  Благодаря невербальной коммуникации мы можем считывать информацию прямо со своего собеседника, как с экрана, на котором идёт немой фильм. Не говоря ни слова, мы понимаем, в каких случаях следует прибегнуть к рукопожатию, а в каких воздержаться; кому приветливо улыбнуться, а к кому повернуться спиной; мы можем определить эмоциональное состояние человека, правду или ложность его высказываний и пр. 

Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения. 
1. Визуальные: 
- кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;
- выражение лица, выражение глаз;
- позы, осанка, положение головы;
- направление взгляда, визуальные контакты;
- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
- проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
- вспомогательные средства общения: подчёркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
- средства преобразования природного телосложения: одежда, причёска, косметика, очки, украшения, татуировки, усы-борода, мелкие предметы в руках;
2. Акустические:
- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;
- экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
3. Тактильные:
- такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
4. Ольфакторные:
- приятные и неприятные запахи окружающей среды;
- естественный и искусственный запахи человека.
Основными задачами невербального общения можно считать следующие:
- создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;
- придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
- выражение эмоций, оценок, ролей, смысл ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. 
Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека и обычно выполняет функцию уточнения или замещения высказывания. Если вам что-то сильно надоело, то вы можете об этом просто сказать, а можете сопроводить высказывание, проведя ребром ладони по горлу (что означает «Ну очень сильно надоело!») или над головой («Выше крыши!», «Дальше так невозможно!»). Благодаря этому общение приобретает новые нюансы, становится богаче.

Во многих странах основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда людям грустно, тяжело, они печальны – они хмурятся, когда агрессивны – у них сердитый взгляд, голос. Кивание головой почти во всём мире обозначает согласие или утверждение. (В Болгарии наоборот).
Признанный знаток человеческого общения Аллан Пиз считает. Что многие жесты имеют врождённую природу, так как они также используются глухими и слепыми.

Наблюдение за слепыми и глухими от рождения детьми показало, что они без всякого обучения и копирования извне могут улыбаться. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным. Когда ребёнок насосался молока, он, отказываясь от соски, делает движение головой из стороны в сторону.

Существуют, однако, случаи, когда невербальному общению обучают специально для достижения благоприятного впечатления. Особенно много внимания этому уделяют в театральных учебных заведениях. Каждая роль, каждый характерный герой должен отличаться своим невербальным поведением. То же самое можно сказать об имиджах политиков, рекламных красавиц и т.д. Например, на конкурсах красоты каждая конкурсантка обучается таким движениям тела, которые излучают теплоту и искренность. Чем с большим мастерством участница конкурса может передавать эти сигналы, тем больше очков она получит от судей. Политики, репетируя свои будущие выступления перед зеркалом, используют язык тела для того, чтобы добиться расположения своих избирателей и заставить их поверить своим речам.

По мнению писательницы М.Ганиной, «мгновенное запоминание движения, выражения лица, контакт взглядов, чтение позы – и ты о человеке знаешь, держишь в себе больше, чем после длительной беседы. Разговор, тон, слова – всегда маска, игра, дымовая завеса от смущения или от желания поразить. Движение – вот голая информация о том, что внутри».

А немецкий философ Шопенгауэр считал, что если мы хотим понять человека, то следует наблюдать его, так сказать, через замочную скважину, и при этом тогда, когда он находится в комнате один. Только наедине со своими мыслями у человека появляется именно то выражение, которое ему свойственно и которое, следовательно, выдаёт его действительное душевное состояние; только когда человек бывает самим собой, складки на его лице не подтянуты и видны во всей своей резкости. 

Как только человек заговорит с кем-нибудь или узнает. Что на него смотрят, - свойственное ему выражение улетучивается, складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, добрее, и лицо принимает соответствующее данному моменту выражение. 

Иногда на выразительность невербального языка оказывает влияние наряд человека. Вспомните себя в новом и очень дорогом платье. Если одежда плохо сидит или тесна, то вы будете скованы в своих движениях.  Хотя это достаточно редкие случаи, но их важно иметь в виду, чтобы лучше понять язык жестов.


МИМИКА ЛИЦА
Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяют нам выражать самые разнообразные чувства и настроения.
Большое количество фактов о невербальной информации, передаваемой нашим лицом, накоплено наукой физиогномистикой (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учением о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения.

Рассматривая нашего партнёра по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нём уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него причёска. Структура волос также несёт информацию. Аристотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно «из робкого десятка», волосы жёсткие, как у львов или кабанов, чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдаёт спортсмена или человека излишне занятого, чтобы ещё заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длинным волосам или вычурным расцветкам.

Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как глупого нередко зовут «узколобым». Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается умственной работой.

Психолог Мартынов Г.И. запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их , если нахмурите лоб. Например, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно эти люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального складки глубоки и постоянно выражены. У интеллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек – информативным или методичным.

Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием  или подниманием бровей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств – от приятного удивления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма.

ВИЗУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации. Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Подсчитано, что в «Войне и мире» дано описание не менее 85 оттенков выражения глаз.

Ещё древние говорили: «Глаза – зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, укоризненный, вопрошающий, восхищённый, прощальный, мимолётный, туманный, пронзительный, буравящий, смеющийся. Мы нередко используем такие фразы: «У неё большие детские глаза», «У неё завлекающий взгляд», «Она бросила на него гневный взгляд», «У неё бегающие глаза», «У него такой блеск в глазах» или «Он меня сглазил».

Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчёркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят.

Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят друг на друга, то отворачиваются, чувствуя, что постоянный взгляд может помешать собеседнику. Американские психологи отмечают, что собеседники смотрят неотрывно друг на друга прямо в глаза не более 10с. Именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или о желании что-то сказать в ответ (если только он не выражает страх или чувство вины).

Если говорящий переводит взгляд с собеседника на что-то другое и обратно, это значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении своей мысли говорящий, как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я всё сказал, теперь ваша очередь».

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.
Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения или сомнения.

Больше всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Таким образом человек, хотя и бессознательно, пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинтересными или он чувствует своё превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6-8 раз в минуту, веки этого человека опускаются чаще, как будто он моментально стирает вас из своей памяти. Предельная степень отключения – сон (редко наедине).

Если собеседник хочет подчеркнуть своё превосходство над вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд свысока. Если вы заметили такой взгляд у своего собеседника, учтите, что ваше поведение вызывает отрицательную реакцию, и нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Когда нам стыдно, то трудно смотреть в глаза собеседнику, и, наоборот, если мы знаем, что правда на нашей стороне, - мы пристально смотрим ему прямо в глаза. Такой взгляд часто воспринимается как признак агрессивности, а продолжительный в сочетании с улыбкой – как угроза. 
В книге «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясин дают подробное описание значений выражения глаз:
1. Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные» (часто при этом открыт рот, раздуты ноздри): 
- бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи;
- при неожиданности, удивлённом восхищении, например, у детей при виде новогодней ёлки;
- при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряжённом матче;
- при испуге, ужасе – падение гимнаста в цирке;
- огромное любопытство («пожирать глазами»);
- полная беспомощность, неспособность понять;
- пришедшее вдруг понимание («Вот где собака зарыта!»).
Но при этом нельзя забывать о том, что некоторые люди могут сознательно использовать указанные закономерности. Так, опытные мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами!

2. Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие.
Когда он направлен вбок – коварство, хитрость.
При наклоне головы в сторону суженный взгляд – припоминание.

3. Закрытые глаза: 
- сосредоточенность на самом себе;
- тщательное обдумывание;
- наслаждение;
- кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания.

4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание:
- «С тобой всё ясно!», «Я тебя вижу насквозь»;
- сигнал тайного согласия с кем-то другим;
- кокетство (при этом – склонённая набок голова и соответствующая улыбка).

5. Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами») – при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности («Да что же там за доказательство!»).

6. Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.

7. Прямой взгляд с лицом, полностью обращённым к партнёру, - признание собеседника, интерес к нему.

8. Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнёра – вызывающее незамечание собеседника, подчёркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию.

9. Взгляд искоса через плечо – пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение. Но взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему.

10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо  движения глаз вообще – человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие.

11. Взгляд снизу при склонённой голове:
- при малой напряжённости, согнутой спине – подчинённость, услужливость;
- при напряжении и лёгких вертикальных складках на лбу – расчётливая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждебность.

12. Взгляд сверху вниз – превосходство, гордость, презрение.

13. Уклоняющийся взгляд – неуверенность из-за робости, скромности или чувства вины. Типичен при знакомствах, когда твёрдый взгляд одного никак не может поймать глаза другого, или же опускание глаз во время разговора, чтобы избежать встречи глазами.

14. Оживлённый взгляд из уголков глаз – скрываемое наблюдение. Можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квартиру и стремящихся тут же её оценить.

15. Характерное вращение глаз – посылаемое украдкой кому-то сообщение, что ситуация невыносима скучна.

16. Фиксированный, твёрдый, прямой взгляд:
- одновременно суженый, «пронизывающий» - критическое испытание, основанное на недоверии, бесцеремонность, вплоть до агрессивности. «Холодный» взгляд, встречающийся у прокуроров или навязчивых кавалеров;
- сознательно открытый – изощрённая самоуверенность человека, «прошедшего огонь и воду», может свидетельствовать о стремлении к недобрым целям;
- при откинутой назад голове и напряжённой мимике – защита с готовностью к ответному нападению.

Подобная расшифровка взгляда сложилась в ходе эволюции развития человечества. У многих животных, в том числе и у обезьян, обнажение зубов одновременно с упорным рассматриванием партнёра широко раскрытыми глазами является сигналом угрозы. Напротив, кратковременное закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы даёт понять: я не собираюсь нападать на вас и не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза.

Функции взгляда, однако, зависят от типа культуры. Так, в африканских странах и на Востоке опускание глаз слушателем перед говорящим служит знаком уважения последнего.

НОС, РОТ И ГОЛОВА

Нос как элемент лица менее информативен, хотя и здесь можно найти много интересного. Вспомните орлиный нос, курносый, нос-пуговкой. За каждым вы видите особенности характера владельца.

 Потрагивание или лёгкое потирание носа, обычно указательным пальцем, - знак сомнения. Если на уроке вашему однокласснику зададут вопрос, на который ему трудно ответить, то увидите, насколько быстро его указательный палец начнёт трогать или потирать нос. Многие из нас без труда распознают этот юношеский жест как выражение сомнения. Однако если тот же сигнал подаёт человек в летах, мы его, бывает, не замечаем.

Конечно, не стоит воспринимать любой жест, в том числе и этот, как выражение абсолютной истины. Нос нередко потирают, потому что он чешется. Но есть заметная разница между манерой потирать нос, когда он чешется, и потиранием его при отрицании или сомнении; в первом случае обычно это делают энергично, а во втором – потирают лишь слегка. Эти лёгкие движения часто сопровождаются ерзаньем на стуле, поворотами. Другими разновидностями жеста, вызывающего сомнение, можно считать потирание за ухом или перед ухом указательным пальцем во время обдумывания ответа или потирание глаза.

Пощипывание переносицы, сочетающееся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряжённых размышлениях. Человек с внутренним конфликтом  может опустить голову и ущипнуть себя за переносицу, как бы проверяя тем самым, действительно ли он попал в такое ужасное положение или это просто дурной сон. Этим жестом ваш собеседник сигнализирует о своих затруднениях. Не следует пытаться вывести его из этого состояния. Лучше подождать, пока он сам выразит свои сомнения.

Выражение лица очень сильно зависит от движения губ, и поэтому рту уделяется большое внимание.
Степень сжимания губ говорит о твёрдости или слабости характера. Плотно сомкнутые уста выдают внутреннее напряжение, расслабленные – мягкость, открытость.

Считается, что улыбка украшает человека, но и улыбаться можно по-разному. Сколько в мире людей – столько и улыбок. Условно мы можем разделить их на «чистосердечные» и «деланные». Вспомните, вероятнее всего вы не раз попадали в ситуацию, когда, рассказывая смешную историю, сталкивались с тем, что кто-то заразительно смеялся, а кто-то просто еле-еле улыбался, стараясь не показывать вида, что ему неинтересно.

Даже положение головы может сказать нам о многом. Существуют три основных положения головы. Прямая голова – это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, но время от времени делает маленькие кивочки. При этом часто используются оценочные жесты «рука-к-лицу».

Когда голова наклоняется в сторону, это говорит о том, что у человека пробудился интерес. Чарльз Дарвин одним из первых заметил, что люди, как и животные, наклоняют голову набок, когда оказываются в чём-то заинтересованными. Если вы обращаетесь к нескольким людям, то следите за тем, появится ли этот жест у ваших слушателей. Когда вы увидите, что они наклонили голову набок, а тело вперёд и опираются подбородком на руку, значит, вы добились своего. Девушки используют это положение головы для того, чтобы показать свой интерес к привлекательному юноше. Когда обращаются к вам, всё, что нужно вам сделать, это наклонить голову набок и время от времени кивать головой. Тем самым вы добьётесь расположения со стороны говорящего.

Если голова наклонена вниз, это говорит о том, что отношение человека отрицательное и даже осуждающее. Низкий наклон головы обычно сопровождается рядом жестов критической оценки до тех пор, пока вы не заставите человека поднять голову или наклонить её набок, иначе у вас будут проблемы в общении с этим человеком.

Подбородок также нельзя оставить без внимания. Его недаром считают показателем воли человека. Кроме того, почёсывание подбородка имеет особое значение. Этот жест «хорошо, давайте подумаем», распространённый, кажется, во всём мире, используется, когда человек занят процессом принятия решения. Чарльз Дарвин сообщал, что различные люди по всему свету «иногда кладут руки на бороду, обычно большим и указательным пальцем прикасаясь к частям лица, как правило, к верхней губе». В «Риторических жестах» Генри Сиддонса сказано: «Этот жест означает, что мудрый человек выносит суждение».

На сценке можно увидеть, как актёр совершает эти действия одновременно со словами, выражающими внимательное изучение или анализ. Если вы наблюдали за игроками в шахматы, то замечали этот жест у игрока, который должен сделать следующий ход. После того, как решение принято, почёсывание прекращается. Многие деловые люди пользуются этим жестом, хотя некоторые стараются его скрыть, совершая только малозаметные почёсывающие движения.

Информация к занятию из книги: Рогов Е.И. Психология общения.  Часть 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

Часть 2.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
П
рограмма находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий