Страницы

воскресенье, 17 сентября 2017 г.

УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Из книги: Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с

Упражнение «Первое знакомство»

Иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. Вы договариваетесь по телефону о дне, времени, месте встречи и о приметах, по которым вы узнаете друг друга. Это может быть яркий пиджак, спортивная газета и т.п. Ведь так обычно и поступают люди.

Но нам надо уйти от этого стереотипа, т.е. описать себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Это может ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха или необычная деталь походки и пр.
Индивидуальная работа (описание себя) длится 3-5 минут. Затем члены группы могут сесть в большой круг и зачитать по очереди написанное или сдать листы с описанием «портрета» ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.

Упражнение «Вывеска»

«Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Хотя в настоящее время девизы заменили вывески, но всё же каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе в частности».
Для усложнения работы можно попробовать найти этому краткую форму выражения в стихотворной форме. Например: «Лёд и пламень», «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д.
На подготовку девиза даётся 5-7 минут. Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и в случае необходимости дают пояснения. После обсуждения индивидуальных девизов участники формулируют девиз группы – основной принцип взаимоотношений и взаимодействия в группе.
Кроме того, можно предусмотреть изобретение псевдонима и отличительного знака. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – лопата, девиз – «Рою глубоко».

Упражнение «Кто я?»

Каждому участнику группы раздаются карандаши и бумага. Инструкция: «Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?». Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. После того как закончите составлять перечень ответов, приколите лист на грудь и ходите медленно по комнате, читая, что написано на листе каждого, и позволяя читать свой перечень».
В качестве варианта один из участников может прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие заканчивается обменом мнений.

 

Упражнение «Завоевать внимание»

Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно её стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счёт каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлёк внимание большего числа участников игры.

 

Упражнение «Групповой портрет»

Один из членов группы на некоторое время покидает комнату. В его отсутствие остальные выбирают кого-либо из участников, приглашают выходившего человека и описывают «выбранного», не называя его. Можно описывать внешний облик, характерные выразительные движения и т.п. Средствами описания могут быть также метафорические образы, сравнения. Все присутствующие высказываются по очереди.  По словесному портрету предлагается узнать, кого именно описывали. Если участник не угадывает, то процедура повторяется снова, но члены группы стараются найти новые выразительные средства.
Упражнение повторяется так, чтобы объектом описания стали несколько человек. В заключение каждому, чей портрет создавала группа, предлагается высказать свои впечатления, дать свою интерпретацию услышанного о себе.
Данное упражнение развивает наблюдательность, сензитивность, даёт каждому участнику информацию о том, каков он в глазах других, в частности о том, как видится его экспрессия.

 

Упражнение «Радиоприёмник»

Для упражнения выбирается один из участников игры – «приёмник». Остальные – «передатчики» - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приёмник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочерёдно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того. Как приёмник достаточно поработает, он передаёт жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЛОЙ ЛЕВ»
Ведущий объясняет: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание».
«А кто может рычать ещё громче? Хорошо, рычите, львы… И это – львиный рык? Это писк котёнка. Нужен громогласный рёв».
После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займёт стоявший за вами участник игры. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.

 

Упражнение «Ожившая строка»

Группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.
Варианты песенных строк:
-          «Я люблю тебя, жизнь!»
-          «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
-          «Дружба начинается с улыбки…»
-          «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»
-          «Не уезжай ты, мой голубчик…»
-          «Ты меня на рассвете разбудишь…»
-          «Всё пройдёт – и печаль, и радость…»
-          «Я возвращаю ваш портрет…»
-          «Мы будем петь и смеяться, как дети…»
-          «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…»
Выбрав свою строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки не вербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строчку показывает вся подгруппа. Остальные – отгадывают.
Данное упражнение (разыгрывание ситуации) не должно проходить слишком долго (2-3 минуты на сам показ), поскольку в данном случае наиболее важно то, как участники оценили выбранную ситуацию и насколько успешно смогли в неё войти.
Описанное упражнение направлено, во-первых, на развитие способности понимать взаимоотношения людей по их невербальному поведению, во-вторых, на развитие умений реализовывать в действии своё «видение» ситуации, в-третьих, на развитие способности к эмпатии. Кроме того, в упражнении тренируются навыки быстрой «пристройки» к партнёру по общению.

УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЬ ОДНА, А СЛОВ МНОГО»
Упражнение направлено на формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень тёплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ»
Ведущий даёт различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т.п.).
Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа – из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой т снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, - раздаётся смех).

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ»
Ведущий даёт различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т.п.).
Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа – из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой т снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, - раздаётся смех).

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ»
Ведущий даёт различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т.п.).
Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа – из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой т снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, - раздаётся смех).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «УЛЫБАТЬСЯ!»
Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала тёплая, доброжелательная улыбка. Если её нет, должны быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.
С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своём отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течении дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ»
Подойдите к воображаемой группе ребят и поздоровайтесь с ними. Заготовьте интересную историю, анекдот. В течении 3 минут подумайте, с чего бы вы могли начать беседу. Начинайте рассказывать с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы реально общаетесь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР»
Вступив в беседу, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет – сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ»
Ведущий даёт различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т.п.).
Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа – из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой т снимать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей, - раздаётся смех).

УПРАЖНЕНИЕ «В ПЛЕНУ АССОЦИАЦИЙ»
Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает своё слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а своё собственное слово – уже четвёртое в цепочке – передаёт в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце  каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные члены группы могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если тот помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.



УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЬ ОДНА, А СЛОВ МНОГО»
Упражнение направлено на формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень тёплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСЬБА»
Ведущий напоминает, что очень много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого по существу зависит – «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приёмов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы.
Для пробы предлагается выбрать себе партнёра и пока в порядке шутки попросить его о некотором одолжении (попросите у него на время, например, авторучку или что-то более существенное; можно попросить о каком-то одолжении с его стороны).
Всё будет зависеть от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета, ваши шансы повышаются, причём сам факт обращения как бы подчёркивает его авторитет.
После работы в парах идёт групповое обсуждение лучшего варианта просьбы.

УПРАЖНЕНИЕ «ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
Группа разбивается по парам. Один из участников садится напротив другого, глядит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Когда наступает ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Ведущий следит, чтобы упражнение не превратилось в фарс или гротеск.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «СВОБОДА ГОЛОСА И МНЕНИЙ»
Учитесь говорить громко и уверенно, чаще высказывайтесь категорично. Подготовьте текст, который вы прочтёте очень-очень громко.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЗНАКОМСТВЕ»
Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным.
Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите ваши любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека.
Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это всё есть, можно только порадоваться за вас. Но причём здесь объявление о знакомстве? Ведь вы пишете о себе, а не о вашем богатстве.
Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать вашего будущего друга. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более ¼ всего объявления.
На занятии каждый прочтёт своё объявление, а остальные члены группы выступят в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, они могут внести коррективы – добавить положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПОХОЖЕ НА ШУТКУ»
В течение дня стремитесь проверить свою способность чуть-чуть подурачиться в беседе. Например, вас спрашивают: «Пойдёшь на день рождения?» А вы, напустив на себя комически важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обдумать». Вам говорят: «Верни мою книгу», а вы со скорбной миной сообщаете: «Это ужасно. Её сгрызли мыши». Причём на день рождения вы охотно собираетесь, а книгу и не думали присваивать. Вы лишь паясничаете. Собеседник, возможно, начнёт кипятиться, тогда перестаньте бесить его и ответьте всерьёз. Это маленькое актёрство пригодится вам: вы научитесь владеть ситуацией. Тем самым вы выигрываете небольшую паузу перед ответом. За время оттяжки собеседник проверяет себя – так ли уж ему требуется от вас то, чего он просит; у вас же за это время складывается в голове наилучшая формулировка ответа. И если предстоит ответить отказом, то он прозвучит приветливо и спокойно. Он будет не мгновенной реакцией, в которую невольно вкладывается раздражение и неприязнь, а взвешенным решением. Ведь людей чаще всего обижает не столько отказ, сколько сопутствующая ему несправедливая незаслуженная враждебность. Большинство собеседников поймут, что у вас есть причины для отказа. На «лишние вопросы» надо иметь готовый вежливый ответ: «Поверьте, это не мой каприз. Рад бы, но не смогу».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «КТО ЛУЧШЕ?»
Предложите друзьям конкурс на лучший рассказ о каком-либо совместном действии, событии. Подготовьте медаль барона Мюнхгаузена и объявите конкурс фантазёров. Дайте возможность написать сочинение-миниатюру «Как я сдавал экзамены» из одних фразеологизмов.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО БОЛЬШЕ?»
Раздадим всем бумагу и карандаши. Предлагаем в теченииеминуты записать все производные от слова «ДОМ»: домашний, домовой, домострой, домостроительный, домохозяйка, домосед… и т.д., только не «домна», «домбра» и подобные, не производимые от слова «дом», не связанные с этим корневым словом по значению.
Кто больше?

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛИГЛОТ»
Назови языки, которые ты знаешь. Попробуйте сами придумать какой-нибудь язык.
Используйте молодёжный, подростковый сленг.
Сочините маленький рассказик, или возьмите готовый литературный текст, и расскажите его на разных языках.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПО РЕЧЕВОМУ ПОВЕДЕНИЮ»
Данный метод является весьма ориентировочным и позволяет зафиксировать лишь те особенности темперамента, которые наиболее резко выступают в речевом поведении. Попробуйте определить свойства темперамента у кого-нибудь из своих знакомых.
Собеседник не должен знать о вашем намерении определить его темперамент. Общение должно проходить в виде беседы на нейтральную тему. Вы должны сосредоточить ваше внимание только на формальных аспектах его речевого поведения:
Перепады интонации,                          Длительность высказываний,
Частота обращения к партнёру,           Лёгкость включения в разговор,
Громкость голоса,                                Плавность и лёгкость речи,
Быстрота реакции (ответов),                Паузы-остановки,
Эмоциональные характеристики,          Междометия,
Явные грамматические нарушения и новообразования.

Обращайте также внимание на использование невербальных средств в процессе общения: жесты, мимика лица, положение головы, поза.

Речевое поведение – это важная информация о коммуникативных (социальных) шкалах темперамента:
1.        Социальной эргичности.
2.        Социальной пластичности.
3.        Социальном темпе.
4.        Социальной эмоциональности.

Социальная эргичность (СЭР)

Низкие значения («-«)

Предпочитает отвечать кратко, не задаёт вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив, речь тихая, монотонная, печальные интонации.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует, губы сжаты, голова опущена, держится на расстоянии от партнёра. 
Высокие значения «+»)
Собеседник часто обращается к партнёру, легко включается в разговор, радостные интонации, громкая речь, длительные высказывания.
Дополнительные признаки: живая мимика, часто улыбается, голова приподнята, держится близко к партнёру.


Социальный темп (СТ)

Много пауз, речь прерывиста, голос тихий.
Дополнительные признаки: мимика отсутствует.
Плавная и лёгкая речь, редко или совсем отсутствуют паузы и остановки, голос громкий, говорит скороговоркой, проглатывает окончания.
Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками.

Социальная пластичность (СП)
Долго думает, прежде чем ответить, с трудом включается в разговор, новообразования отсутствуют, каждую фразу взвешивает.
Дополнительные признаки: мимика вялая.
Быстрые и даже мгновенные речевые ответы, легко включается в разговор, импульсивен, много новообразований и грамматических нарушений, обилие эллипсов, телеграфный стиль.
Дополнительные признаки: живая мимика, много движений руками.

Социальная эмоциональность
Голос спокойный, уверенный, преобладают радостные и приказные эмоциональные компоненты.
Дополнительные признаки: голова приподнята, близкая дистанция с партнёром.
Интонации резкие (падающие или восходящие), обилие отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, грусти, страха), обилие междометий (ох! Ах! И т.д.), много шумовых эффектов (причмокивание, присвистывание и т.д.).
Дополнительные признаки: глаза бегают, руки дрожат, много движений, часто вертит головой, трёт руками части лица (нос, подбородок и т.д.) и теребит руками мелкие предметы.


УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТА ЭМОЦИЙ»
Выбирается водящий. По удару гонга он закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зелёный, синий, жёлтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет – остаётся тот же самый.

УПРАЖНЕНИЕ «ТИХИЙ РАЗГОВОР»
Участники садятся в круг, в центре которого кладутся карточки с заданиями: «сказать» не вербально выбранному партнёру фразу, написанную на карточке. Каждый по очереди выбирает задание и выполняет его без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесённую» фразу.
Варианты фраз:
-          «Не расстраивайся, всё будет хорошо…»
-          «Меня возмущает твоё поведение…»
-          «Я очень рад тебя видеть!»
-          «Неужели?! Этого не может быть!»
-          «Этого я от тебя не ожидал!»
-          «Как я рад!»
-          «Как вы мне все надоели!»
-          «Поторопись, а то мы опоздаем…»
-          «Ты сегодня прекрасно выглядишь…»
-          «Я очень сожалею, что так случилось, прости меня…»
-          «Мне это так не нравится!»
для дальнейшего совершенствования участникам предлагается дома перед зеркалом или в общении попробовать выразить те намерения и отношения, которые были предметом анализа на данном занятии.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «НЕДОВОЛЬСТВО»
Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая дёсны и зубы, и ваше лицо начнёт приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, злым лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать «уровень недовольства». Станет тяжело – губу приспустите, а не чувствуете напряжения – приподнимите губу выше…


-    «Не расстраивайся, всё будет хорошо…»


-                «Меня возмущает твоё поведение…»


-                «Я очень рад тебя видеть!»



-          «Неужели?! Этого не может быть!»



-          «Этого я от тебя не ожидал!»



-          «Как я рад!»






-          «Как вы мне все надоели!»



-          «Поторопись, а то мы опоздаем…»



-                «Ты сегодня прекрасно выглядишь…»


-                «Я очень сожалею, что так случилось, прости меня…»
-                 
-                «Мне это так не нравится!»





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Весь день стремитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь соглашаться, а не возражать. Чаще говорите «да», а не «нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ДОБРЫЙ ВГЛЯД»
Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделайте это деликатно, «вполглаза»: человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь! Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе весёлым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки. Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, в раздражении. Если ваш спутник всё же задет и вызывающе поглядит на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (что такое общение?):
1.        Какие формы и виды общения вы знаете?
2.        Назовите функции, которые проявляются в общении?
3.        Определите основные достоинства и недостатки типов общения.
4.        Какие правила надо соблюдать в диалогическом общении?
5.        Общение протекает:
А) в микросреде,
Б) в макросреде,
В) в малой группе,
Г) среди друзей,
Д) все ответы верны,
Е) все ответы неверны.
6.        Психология общения исследует:
А) восприятие и понимание людьми друг друга,
Б) подражание, внушение и убеждение,
В) сплочённость и конфликтность,
Г) совместную деятельность,
Д) межличностные отношения.
7.   Интерактивная сторона общения это:
а) обмен информацией между общающимися людьми,
б) обмен действиями,
г) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (вербальная коммуникация):
1.        Как утолить информационный голод?
2.        Какие виды информации вам известны?
3.        Какую позицию может занимать коммуникатор в общении? Какая из них самая эффективная?
4.        Какие факторы улучшают, а какие препятствуют коммуникативному процессу?
5.        Назовите виды коммуникативного воздействия.
6.        В каких ситуациях обычно возникает диалог? С кем ты чаще всего ведёшь диалог? На какие темы?
7.        С какими людьми приятно вести диалог, а с какими – не очень?
8.        Приведите примеры, когда одно и то же сообщение понимается по-разному в зависимости:
А) от возраста собеседника,
Б) от степени знакомства с собеседником,
В) от ситуации общения.
9.        Математическая теория коммуникации Шеннона включает:
А) источник информации и передатчик,
Б) место назначения информации и приёмник,
Г) каналы связи,
Д) все ответы верны,
Е) все ответы не верны.
10.   Запас знаний, имеющийся у человека, это:
а) информатор,
б) информация,
в) информированность,
г) информативность.
11.   Языком общения называют:
а) написанные буквы,
б) то, что мы слышим,
в) пленного солдата,
г) все ответы верны,
д) все ответы не верны.
12.   Полиглотом называют того, кто знает:
а) все языки,
б) 100 языков,
в) более 10 языков,
г) все ответы неверны,
д) все ответы верны.
13.   Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям называют:
а) диалогом,
б) внутренней речью,
в) монологом,
г) восклицанием.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ):
1.        Можно ли воздействовать без слов?
2.        В чём сходство и различие невербального поведения человека и животных?
3.        Как может наш «безмолвный язык» регулировать наши отношения с окружающими?
4.        Должен ли человек контролировать своё невербальное поведение в общении?
5.        Управлять своим невербальным поведением – не значит ли это отказ от естественности?
6.        Какова роль невербальной коммуникации в межличностных отношениях?
7.        «Зеркалом души» называют:
а) сердце,
б) глаза,
в) лицо.
8.   Размещение партнёров на расстоянии до 120 см называют:
а) интимным,
б) социальным,
в) публичным.
9.   Паралингвистика – это наука, изучающая:
а) громкость и тембр голоса,
б) тембр, темп и высоту голоса,
в) влияние качества голоса на коммуникацию,
г) все ответы верны.
10.   Назовите особенности собственного экспрессивного поведения при контактах с людьми.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (общение как взаимодействие):
1.        Какие признаки наиболее информативны для понимания и оценки другого человека?
2.        Что значит культура контакта?
3.        Естественность и маскировка, «быть или казаться»?
4.        Надо ли стараться быть «понятным»?
5.        Назовите особенности психологических позиций в общении.
6.        Эмпатией можно назвать:
А) способ понимания другого человека,
Б) эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека,
В) сопереживание другому,
Г) все ответы верны.
7.   Социальное окружение
а) позволяет лучше узнать личность,
б) дарит подарки,
в) приносит неожиданные огорчения.
8.   Эффект ореола – это:
а) свечение над головой у святых,
б) приписывание другому человеку определённых качеств,
в) галлюцинации,
г) все ответы неверны.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (конфликт – неэффективное общение):
1.        Что составляет пространство конфликта?
2.        Какие стадии развития конфликта вы знаете?
3.        Что послужило причиной развития конфликта в эксперименте Шерифа?
4.        Назовите стратегии поведения в конфликтной ситуации.
5.        Что такое эмоциональные барьеры общения, какие из них вы знаете?
6.        Как предупредить возникновение смыслового барьера?
7.        Валидация – это:
А) подтверждение переживаний другого человека,
Б) выражение веры и согласия с другим человеком,
В) оба ответа верны,
Г) оба ответа неверны.
8.   Приспособлением называют:
а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон,
б) взаимные уступки,
в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её,
г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов,
д) все ответы неверны.
9.   Медиатор – это:
а) посредник,
б) психолог-консультант,
в) ведущий,
г) специалист-конфликтолог,
д) все ответы верны,
е) все ответы неверны.
10.  Результатом конфликта может быть:
а) полное или частичное подчинение другого,
б) компромисс,
в) прерывание конфликтных действий,
г) интеграция,
д) все ответы верны,
е) все ответы неверны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (оптимизация общения):
1.        Как повысить эффективность обратной связи?
2.        Опишите влияние эмоциональных переживаний на общение.
3.        Как создать доброжелательную атмосферу в общении?
4.        Какие способы упорядочения времени вы знаете?
5.        Что такое «поглаживание» по Э.Берну?
6.        Какова ваша позиция в жизни?
7.        Эффектом проекции называют:
А) приписывание приятному собеседнику своих собственных достоинств, а неприятному – своих недостатков,
Б) смягчение оценки наиболее ярких особенностей в сторону среднего,
В) придание большего значения данным, полученным вначале.
8.   Трансакция – это:
а) название психологической службы,
б) единица коммуникации,
в) научная система Э.Берна.
9.   В трансактном анализе выделяют  следующие типы игр:
а) в жертву,
б) в преследователя,
в) в --------------------------- (вставьте слово).

УПРАЖНЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВОЙ»
Упражнение предназначено для выработки умения захватывать инициативу в общении в свои руки и состоит из трёх заданий.
Задание первое. Ведущий вводит участников в ситуацию: «Вы ведёте с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора – поддакиваете, подаёте реплики и т.д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой».

Задание второе. Представьте себе и реализуйте по очереди среди слушателей следующие задания:
-          Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать ваш класс на уборку школьного двора.
-          На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо – поговорите с ней.
-          Ваш друг отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, - постарайтесь его переубедить.
-          На перемене ваш одноклассник обидел второклассника – поговорите со старшеклассником.

Задание третье. Разыграть следующие ситуации:
-          Попросить уступить место в транспорте.
-          Прервать затянувшийся разговор.
-          Вступить в разговор с учеником, который перестал здороваться.
-          Отказать в просьбе другому, если вы действительно не хотите её выполнить.
-          Принять отказ от другого человека, которого вы о чём-то попросили.

В заключение анализируются
-          позиции в общении,
-          умение слушать и быть услышанным,
-          построение эффективных и неэффективных речевых высказываний,
-          особенности невербального поведения,
-          пошаговое построение «уверенного» поведения в общении.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНКА»
Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя своё положение в круге,  но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдёт, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА»
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается?
Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга.
Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена всё это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окружённой морскими существами, а может быть, вам придёт в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ»
На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определённую дверь. На занятии предлагается 2-3 ключа, на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). участники должны  задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
-          К какому виду явлений относится? ______________________________________
-          Почему изменяется? ___________________________________________________
-          Что влияет на него?____________________________________________________
-          Какие имеет свойства? _________________________________________________
-          И т.д.
Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ПОТЕРЯТЬ ИНИЦИАТИВУ»
В течении дня старайтесь потерять инициативу в разговоре, передайте её собеседнику. Пусть разговор будет о том, что интересно ему, и проходит так, как хочет он. Если это получается, значит вы уже имеете первичный навык управления общением.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Обсудите какой-нибудь интересный фильм. Разделитесь на «телезрителей» и «танцоров». «Танцоры» должны рассказать экспертам-«телезрителям» о том, что они думают о героях телефильма и их дальнейшей судьбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ПОРА РАССТАВАТЬСЯ»
Беседуя с кем-то на тему, не слишком важную для вас, научитесь, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я тороплюсь, договорим в другой раз» - и с этими словами немедленно удалиться. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, ещё раз принесите свои извинения.  Зато вы научите себя не «прилипать» к людям, у которых  свои заботы. Было бы неплохо ещё овладеть дружелюбным и забавным «прощальным» жестом или словцом, но это требует известного артистизма и даётся не каждому.

УПРАЖНЕНИЕ «ТРЕБОВАНИЕ»
Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим.
Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь
-          с требованием-просьбой,
-          с требованием-доверием,
-          с требованием-одобрением,
-          с требованием-советом,
-          с требованием-игрой,
-          с требованием-намёком,
-          с требованием-услугой,
-          с требованием-осуждением,
-          с требованием-недоверием.
Ситуации общения всё время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт, и т.п.
Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при предъявлении требования.
В упражнениях по развитию требовательности важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требования. Например, ситуация из школьной жизни, учитель вызывает ученика:
-          спокойно,
-          равнодушно,
-          весело. Жизнерадостно,
-          доброжелательно,
-          с юмором,
-          с иронией и т.п.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА»
Присматриваётесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им своё одобрение. Скажите им негромко что-нибудь в таком роде: «Ловко это у вас получается!» Даже если вы стеснительны, преодолейте себя и всё-таки скажите.
Мы отвыкли говорить друг другу приятное, и каждый внутреннее готов услышать грубость. Поэтому доброе слово может даже насторожить незнакомца. Не исключено, что он подумает: «Чего этому от меня надо?» пусть вас это не беспокоит: вы-то знаете, что вам ничего не надо.

УПРАЖНЕНИЕ «КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ»
Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.
Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого» или «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилёт марсиан»).
Для тренировки в компании друзей, где идёт лёгкая беседа ради развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: почему, зачем тот или иной из присутствующих говорит или делает это. Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит – интересничает? Она изображает шута – зачем?
В ходе группового обсуждения можно пользоваться заданным ведущим (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задаёт поиск причин в трёх различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдалёнными и т.д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он станет надёжно работающим внутренним приёмом при анализе любого явления, с которым знакомится учащийся.


УПРАЖНЕНИЕ «ПОНЯЛ – НЕ ПОНЯЛ»
Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

УПРАЖНЕНИЕ «ТРЕНИРОВКА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ»
Для проведения занятия потребуются фотографии или репродукции картин.
1.        Определите эмоциональное состояние пожилого человека по снимкам (удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т.п.).
2.        Определите эмоциональное состояние ребёнка с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам.
3.        Определите эмоциональное состояние группы взрослых, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных лиц в группе.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО»
Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение; их всего пять. Задания следующие:
-          делаем маникюр,
-          собираемся в поход,
-          готовим обед,
-          занимаемся спортом,
-          строим дом.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причём напарники становятся друг против друга и один из них выполняет на время роль зеркала, т.е. копирует все движения своего партнёра. Затем партнёры меняются ролями.
Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнёру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнёры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все её участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актёров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнаёт об успешности своей работы в роли зеркала.

УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧУЖОМ МЕСТЕ»
Один из участников получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определённую вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в её мир, ощущать её «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник даёт задание следующему по кругу и т.д.
Игру желательно проводить в затемнённом помещении, в удобных креслах – это обеспечит её участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно вещи заменяются одушевлёнными существами, «перевоплощения» становятся всё более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «МОНОЛОГ С ДВОЙНИКОМ»
Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не «произносить речь», а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.
Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встаёт позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Следует копировать невербальное поведение и не мешать монологу. Через несколько минут участники меняются местами.

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗВЕДЧИК»
Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!», - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чём-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача – обнаружить все перемены.

УПРАЖНЕНИЕ «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»
Каждый член группы выбирает себе партнёра и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.
Оба партнёра вправе комментировать высказывания друг друга.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕНЯ НЕ ПРОВЕДЁШЬ»
Участники рассаживаются по кругу. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать её, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» своё повествование. Затем говорящий жестом передаёт слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме. Затем сам «запутывает» разговор, передаёт слово кому-то другому и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОЖИДАННЫЙ ОТВЕТ»
Залогом эффективного общения является улыбка: «Улыбка – это прекрасно, она всегда вас красит. Но нас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись – значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?
В некоторых случаях надо уметь и отказать, сказав «нет». Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращённую к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьёзным».
Участники разбиваются на небольшие группы, где по очереди делают одному из членов группы заманчивые и несерьёзные предложения (отправиться на самолёте на Аляску за мороженым). Задача игроков не улыбаться и ответить отказом. Необходимо научиться говорить «нет» спокойно и решительно. Первоначально говорить «нет» будет трудно – вы не хотите огорчать человека, ведь он может  обидеться или рассердиться на вас. Надо помнить, что, во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «нет» воспринимается нормально.
Затем, чтобы быть менее зависимыми от мнений окружающих людей и не бояться выйти за рамки стандартного («как все») поведения, следует усложнить упражнение и попробовать кроме отказа вести себя необычно, нестандартно. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам  холодно – попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок? Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели – не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? Умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Я В ГЛАЗАХ ДРУГИХ»
В течении дня в различных ситуациях и с разными  людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Оцените, какое впечатление вы производите?  Что он думает о вас? Свои мысли зафиксируйте в дневнике.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «СОПЕРЕЖИВАНИЕ»
Ведя разговор на личные, трогающие собеседника темы, постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
Поставьте себя на место другого человека. Представьте, что он – это вы, и почувствуйте это. Влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь – постарайтесь чувствовать его чувствами и думать его мыслями.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ОЦЕНКА СЕБЯ»
Попробуйте перестать быть оцениваемым, а не оценивающим. Посмотрите, как рядом с вами стали чувствовать себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «НАХАЛ»
Ведущий напоминает, что каждый попадал в ситуацию, когда все стоят в очереди и вдруг впереди кто-то «влезает». Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.
Предлагается разбиться на пары и разобрать такую ситуацию. Один участник – «нахал» - заходит справа, другой должен отреагировать экспромтом, да так, чтобы было не повадно.
Затем участники меняются ролями. Теперь нахал заходит слева, а правые игроки каждой пары должны отреагировать. В заключение проводится конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Ведущий оценивает самого находчивого игрока этого соревнования.

УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ НЕДОСТАТКИ»
Упражнение начинается со слов ведущего: «У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, мешающие нам в жизни, которые мы хотели бы изменить.
Один из участников сейчас выйдет из комнаты на некоторое время. Все остальные члены группы должны будут сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно (или нужно) «отвергнуть». Например, часто бывает груб с окружающими, слишком заносчив, крайне необщителен, очень обидчив и т.д.»
Выбирается «секретарь», основная задача которого – записать все причины, перечисленные членами группы, на отдельный лист. Причём в список причин включаются только те, которые приняты большинством голосов.
Выходивший участник после составления списка причин, по которым его можно «отвергнуть», приглашается ведущим. Он  должен сначала сам назвать возможные причины «отвержения», которые, по его мнению, могла написать группа. После этого ему вручается список, который составила группа. Участник может задать любой вопрос, если есть такая необходимость.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ХОЧУ УДЕРЖАТЬСЯ»
В течение недели сдерживайтесь, прячьте свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в автобусной ссоре. Как бы ни развязался язык у скандалиста, стерпите. Отвернитесь и разглядывайте пейзаж за окном. Через минуту всем свидетелям этой сцены будет ясно, чьё поведение достойнее. Вашего обидчика урезонят и без вас (если сам не угомонится). Вы выйдете из автобуса с чувством победы над собой.
Разумеется, это только упражнение, а не рекомендуемый для всех случаев жизни стиль поведения в конфликте. Вас не призывают стать «овечкой». Вы просто отрабатываете выдержку и чувство собственного достоинства (которого больше в молчании, чем в брани). Этот навык очень пригодится вам, когда конфликт окажется принципиальным, а не мелочным.
Учитесь не ругаться. Всем всё прощайте, принимайте с пониманием, не критикуйте и не делайте замечаний, не осуждайте, не ругайтесь. Ну, а с развитым чувством собственного достоинства, с известной «закалкой к хамству» вам станет намного легче обращаться с просьбами к неприятным людям.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ФИЛОСОФ»
В течении 10 дней называйте себя Философом, учитесь и проявляйте мудрость, созерцательный взгляд на жизнь, умейте проигрывать и не огорчаться. Рассматривайте свой проигрыш как новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы не произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: «А как бы к этому отнёсся мудрый человек?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ЛЁГКАЯ АГРЕССИЯ»
Постарайтесь в обычной беседе не оправдываться, а немедленно перейти в контратаку и встречно обвинить другого. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинения сами.

УПРАЖНЕНИЕ «САМОМОБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД ОБЩЕНИЕМ»
Представьте себе, что вам надо с кем-то поговорить, а делать этого не хочется. Необходимо мобилизовать себя по следующей схеме. Пробегите мысленно те вопросы, которые лежат в основе вашей встречи. Попытайтесь найти что-нибудь привлекательное для вас. А теперь представьте себе начало разговора. Вот вы входите, начинаете говорить…
 После того как мысленно воспроизведена общая логика стимулирования самочувствия перед общением, предлагается проиграть всё это.
Мобилизовать себя перед общением можно, действуя в ситуации «если бы»:  «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы на встречу» и т.п. Почувствуйте потребность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем настроении, у вас много планов, ощущаете прилив энергии. Вы идёте на встречу, улыбнитесь доброжелательно собеседнику, вспомните интересные, привлекательные для вас моменты.
Эти задания сопровождаются контролем за мышечным напряжением. Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлагается в качестве систематической самостоятельной работы над собой. Участникам занятия предлагается составить план беседы дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать занятие в хорошем, продуктивном состоянии.

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Участники становятся или рассаживаются в круг. Водящий бросает мячик тому, кому хочет сказать комплимент, и говорит его. Следующий бросает мячик  и говорит комплимент другому и т.д. Комплимент может быть о чём угодно или на определённую тему – о внешности, о характере, о способностях.
Предварительно создайте настрой: послушайте вместе (или лучше спойте!) песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», другую хорошую и подходящую к случаю песню. Напомните друзьям, что комплименты – это лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте вместе, избалованы ли присутствующие комплиментами, часто ли слышат похвалу в свой адрес. Подумайте, есть ли у вас повод похвалить, и найдите добрые слова для одного из гостей. Говорят, один из французских писателей сердито заметил в кругу друзей: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!» грубовато, но верно. Итак, попробуем осчастливить!

О внешности.
«Какие чудесные у тебя волосы!», «Твои глаза – как небо голубое!», «Ты всегда элегантна!», «У тебя очень милая улыбка!»,
«Видно, что занимаешься спортом», «Ты всегда собран и подтянут», «Как тебе удаётся всегда так прекрасно выглядеть?», «Я всегда любуюсь тобой!», «Это, наверное, о тебе сказано: «А сама-то величава, выступает словно пава, а что речь-то говорит, будто реченька журчит»,
«У тебя изумительный вкус!», «На тебя всегда приятно посмотреть!»… (продолжите сами, найдите лестные выражения и сопроводите их тёплой интонацией, нежным взглядом. Только опасайтесь пошлости и берегитесь нечаянно задеть уязвимое место. Например, девушка страдает, считая свой нос чрезмерно большим, а вы ей прочувственно: «Какой у тебя прелестный носик!» Да вообще не принято хвалить носы, брови, уши, зубы… А что принято – понаблюдайте сами).

О делах.
 «Мне очень нравится, как ты шьёшь (вяжешь, строгаешь, моешь, выжигаешь…)», «Я любуюсь тобой, когда ты читаешь (разговариваешь, ухаживаешь за бабушкой, играешь с маленькой сестрёнкой…»,
«Едва ли кто из нас умеет хорошо, как ты, играть в шахматы (лазать по скалам, чинить радиоаппаратуру, готовить, писать сочинения…»),
«Где только ты научился так прекрасно танцевать (держаться, вести себя, рисовать, выпиливать, конструировать…)?»,
«С удовольствием бы поучился у тебя играть на гитаре (распределять своё время, сохранять спокойствие в трудных ситуациях, клеить обои, варить борщ, создавать уют в доме…)».

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7-8 человек. Ведущий начинает работу группы со слов: «Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах.
Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности?»
Выступление участника группа должна внимательно выслушать и поблагодарить его за откровенность и готовность поделиться.
Затем идёт обсуждение того, насколько каждый способен на доброе дело. Если нет, то что мешает?
Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.
Ведущему следует дать установку «на постоянные добрые дела» и во время занятий периодически возвращаться к этой теме.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ?»
Ведущий вначале говорит о том, что. вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило. Эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.
Участникам сообщается, что задание будет выполняться письменно. Каждый берёт лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причём не называя самого человека. Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАТЕЙНИК»
Упражнение очень простое. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить весёлую игру и организовать в группе её проведение. Это могут быть прятки, жмурки, салочки или какие-то другие, более экзотические игры.  Участники группы выставляют затейнику на его листочке свои оценки по пятибалльной системе. Затейники суммируют оценки, поставленные участниками группы на их листках. Определяется самый выдающийся массовик-затейник.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА»
Ведущий предлагает представить, что наступило время расставания, и интересуется, всё ли участники успели сказать друг другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?
Поэтому у вас есть шанс сделать сейчас то, что не успели сделать ранее. Не откладывайте своё решение на завтра! Действуйте здесь и теперь.
Занятие целесообразно провести, затемнив помещение, включив спокойную музыку, дав возможность участникам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить все прошедшие встречи.

УПРАЖНЕНИЕ «КАРУСЕЛЬ»
Ведущий объясняет, что умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, и предлагает провести серию встреч, причём каждый раз с новым человеком. От участников требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и приятно расстаться с ним.
Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены к центру круга).
По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнёром. Таких переходов будет несколько. Роль участника задаёт ведущий.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий даёт сигнал, участники должны в течение 1 мин закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнёру.
Примеры ситуаций «встреча»:
1.                      «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»
2.                      «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)…»
3.                      «Перед вами совсем маленький ребёнок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
4.                      «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»
5.                      «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую), и вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами…»
по окончании осуществляется групповой анализ разыгранных ситуаций.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «МИР ТЕБЕ»
Попробуйте в течение дня использовать в качестве первой (внутренней, установочной) фразы при встрече с любым человеком – фразу «Мир тебе!» Подарите ему это от всей души, от всего сердца! Выходя утром из дому, скажите это улице, встречным прохожим, небу, птицам, деревьям.
Возможно, вы не выдержите и с кем-нибудь начнёте спорить или ругаться. В этом случае каждые три минуты вспоминайте и повторяйте: «Мир тебе!» - это поможет вам остановиться.

УПРАЖНЕНИЕ «ДИСКУССИЯ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ»
Цель: В этом упражнении членов группы обеспечивают обратной связью относительно их обычного поведения во взаимодействии.
Роли по решению задач и оказанию поддержки определяются для того, чтобы дать возможность участникам оценить свой вклад в работу группы. Участники узнают, какое поведение в группе представлено чрезмерно, а какое недостаточно.
Процедура: Половина группы садится в круг в центре комнаты, остальные располагаются вокруг. Каждому участнику во внешнем круге предлагают наблюдать за поведением какого-нибудь участника в центре. Всем даётся следующая инструкция: «Если вы находитесь во внешнем круге, отмечайте, как часто ваш партнёр демонстрирует разные виды поведения по решению задачи или оказанию поддержки».
Анализируемые виды поведения в дискуссии представлены в следующей таблице.
Роли, связанные с групповой задачей
Роли, связанные с групповой поддержкой
1.        Инициирующий: Предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблему.
2.        Разрабатывающий: Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками.
3.        Координирующий: Объединяет идеи и предложения и пытается координировать действия членов группы.
4.        Ориентирующий: Направляет группу к её целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня.
5.        Побуждающий к действию: Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений.
1.        Поощряющий: Поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений.
2.        Гармонизирующий: Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии у них разных точек зрения.
3.        Идущий на компромисс: Поступается чем-то в своём мнении, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии.
4.        Охраняющий: Поддерживает, поощряет других, облегчает им участие и регулирует ход общения.
5.        Пассивно следующий: Пассивно следует за группой. Выступает слушателем в групповой дискуссии и при принятии решений.

Отмечайте, являются ли продуктивными или непродуктивными для целей группы эти виды поведения. Регистрируйте специфические непродуктивные виды поведения: избегание, смену тем, поиск признания, доминирование, агрессию, монологичность. Через 15 минут поделитесь своими наблюдениями относительно поведения партнёра в группе.
Для более полного анализа целесообразно использовать аудио- или видеозаписи дискуссии.
Анализ и выводы: При анализе процессов взаимодействия выделяются две функции поведения, необходимые для успешного проведения дискуссии: функции решения задач и функции оказания поддержки.
Функции задачи – это инструментальные процессы решения проблемы. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений и информации. Они мобилизуют группу на достижение определённых целей.
Функции поддержки связаны с социальным и эмоциональным климатом в коллективе. Они способствуют межличностному объединению и сплочённости, которые служат облегчению достижения групповых целей.
Делаются выводы об особенностях общения в данной конкретной группе, о значении создания психологического климата в классе, в школе для решения возникающих проблем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ»
Среди своих друзей, которым вы обычно говорите всё что хотите, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча послушайте другого. Слушая, думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то – зачем?» Вообразите, что он – это вы; представьте себе, каким вы выглядите сейчас, его глазами. Во что бы то ни стало настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать «превосходства» над ним – просто старайтесь понять его душевное состояние.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОШАГОВАЯ ДИСКУССИЯ»
Цель: Организация «естественного» общения участников, наблюдение за стилем поведения каждого, совместное обсуждение причин эффективного и неэффективного общения, анализ индивидуальных трудностей межличностного взаимодействия.
Процедура:  Группа делится на подгруппы участников (5-6 человек) и подгруппу наблюдателей (3 человека). Для обсуждения предлагается общая тема дискуссии (например: «В чём трудности общения?»).
Каждой группе необходимо сформулировать и записать не менее 5 причин в течение 15 минут. Затем по сигналу ведущего малые группы объединяются в 2 подгруппы и каждая из них внутри себя, обмениваясь уже имеющейся информацией, оставляет в общем списке только 3 причины, наиболее важные по мнению участников (10 минут). Записывают на доске 3 наиболее важные причины, затрудняющие эффективное общение.
Наблюдатели определяют стили поведения в подгруппах, стадии развития дискуссии на каждом этапе объединения подгрупп, межличностные отношения в подгруппах и группе (лидерство, активность, конформность, избегание, изолированность и др.), трудности и эффективные моменты объединения в группах.
Анализ и выводы: Анализируются стили поведения в дискуссии, пристройки, ролевые позиции по Э.Берну. перечисляются факторы, затрудняющие и развивающие общение, характеризуются признаки «плохого» и «хорошего» слушания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «КОМПЛИМЕНТЫ И БЛАГОДАРНОСТЬ»
В течение недели стремитесь сказать собеседнику что-то о нём и о его воздействиях хорошее. Всё, что вам в человеке понравилось, выразите глазами, улыбкой – и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!», «От души – спасибо, это просто восхитительно!» Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «КОНКУРС ЛЬСТЕЦОВ»
Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы Яги, Емели, Золушки. Требуется определить, к какому члену жюри относятся данные ниже комплименты. Запишите на оставленной строке нужное обращение (оно должно быть приятным).

№ 1 ___________________________         №2_________________________  ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду     наверное, ты всегда будешь           успеваешь.                                             счастлива, ведь ты                                                                                       такая добрая и трудолюбивая.
№ 3 ___________________________        № 4________________________
ты так долго живёшь на свете и ты,          как хорошо иметь такого друга,  очень мудрый.                                         на тебя всегда наверное,                                                                               можно положиться. 
№ 5 ___________________________

ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми. 

УПРАЖНЕНИЕ «ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
Группа разбивается по парам. Один из участников садится напротив другого, глядит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Когда наступает ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, постарайтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Ведущий следит, чтобы упражнение не превратилось в фарс или гротеск.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЗНАКОМСТВЕ»
Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным.
Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите ваши любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека.
Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это всё есть, можно только порадоваться за вас. Но причём здесь объявление о знакомстве? Ведь вы пишете о себе, а не о вашем богатстве.
Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать вашего будущего друга. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более ¼ всего объявления.
На занятии каждый прочтёт своё объявление, а остальные члены группы выступят в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, они могут внести коррективы – добавить положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор.

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТА ЭМОЦИЙ»
Выбирается водящий. По удару гонга он закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зелёный, синий, жёлтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет – остаётся тот же самый.

УПРАЖНЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВОЙ»
Упражнение предназначено для выработки умения захватывать инициативу в общении в свои руки и состоит из трёх заданий.
Задание первое. Ведущий вводит участников в ситуацию: «Вы ведёте с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора – поддакиваете, подаёте реплики и т.д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой».

Задание второе. Представьте себе и реализуйте по очереди среди слушателей следующие задания:
-          Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать ваш класс на уборку школьного двора.
-          На дискотеке девушка, за которой вы ухаживаете, отказалась танцевать с вами, ответила на приглашение грубо – поговорите с ней.
-          Ваш друг отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, - постарайтесь его переубедить.
-          На перемене ваш одноклассник обидел второклассника – поговорите со старшеклассником.

Задание третье. Разыграть следующие ситуации:
-          Попросить уступить место в транспорте.
-          Прервать затянувшийся разговор.
-          Вступить в разговор с учеником, который перестал здороваться.
-          Отказать в просьбе другому, если вы действительно не хотите её выполнить.
-          Принять отказ от другого человека, которого вы о чём-то попросили.

В заключение анализируются
-          позиции в общении,
-          умение слушать и быть услышанным,
-          построение эффективных и неэффективных речевых высказываний,
-          особенности невербального поведения,
-          пошаговое построение «уверенного» поведения в общении.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНКА»
Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя своё положение в круге,  но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдёт, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.
Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена всё это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окружённой морскими существами, а может быть, вам придёт в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ»
На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определённую дверь. На занятии предлагается 2-3 ключа, на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). участники должны  задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
-          К какому виду явлений относится? ______________________________________
-          Почему изменяется? ___________________________________________________
-          Что влияет на него?____________________________________________________
-          Какие имеет свойства? _________________________________________________
-          И т.д.
Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.
Задание участникам: «Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена всё это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окружённой морскими существами, а может быть, вам придёт в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.

УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ»
На первом этапе ведущий предлагает отгадать, что он спрятал в руке. Для этого все могут задавать вопросы, а он будет отвечать. В результате все участники приходят к выводу, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определённую дверь. На занятии предлагается 2-3 ключа, на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). участники должны  задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Затем вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
-          К какому виду явлений относится? ______________________________________
-          Почему изменяется? ___________________________________________________
-          Что влияет на него?____________________________________________________
-          Какие имеет свойства? _________________________________________________
-          И т.д.
Участники должны представить, что перед ними изображение совершенно непонятного объекта, и сформулировать вопросы, чтобы понять, что это. Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

1 комментарий:

  1. отличный материал,замечательная подборка

    ОтветитьУдалить