Страницы

суббота, 26 октября 2024 г.

КТО ГОВОРИТ, ТОТ СЕЕТ; КТО СЛУШАЕТ - ПОЖИНАЕТ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о правилах, нормах, ударениях в русском языке с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

картинка из интернета


КТО ГОВОРИТ, ТОТ СЕЕТ; КТО СЛУШАЕТ - ПОЖИНАЕТ (русская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия о правилах, нормах, ударениях в русском языке с  игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

Начнём нашу встречу со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». «Отнимите у народа все — и он все может воротить; но отнимите язык — и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка — никогда: вымер язык в устах народа — вымер и народ».

Итак, вы поняли, что сегодня мы будем говорить о нашем языке – как средстве общения. Вы будете не только слушать, но и тренировать своё умение выражать мысли, говорить правильно, пополнять словарный запас, выполняя разные задания…

Язык создается и развивается обществом, народом лишь потому, что потребность общения постоянно сопутствует труду и быту людей.

Трудовая деятельность людей, какой бы сложной или простой она ни была, осуществляется при обязательном участии языка. Даже на предприятиях-автоматах, которыми управляют немногие работники и где потребность в языке, казалось бы, невелика, он все же необходим. Ведь для того, чтобы наладить и поддерживать бесперебойную работу такого предприятия, нужно построить очень умные, совершенные механизмы и подготовить людей, способных управлять ими. Но для этого, очевидно, нужно овладеть знаниями, техническим опытом, нужна глубокая и напряженная работа мысли. И понятно, что ни овладение наукой и трудовым опытом, ни работа мысли невозможны без применения языка, позволяющего слушать и усваивать лекции, читать и понимать книги, беседовать с преподавателями и товарищами по труду, обмениваться советами и указаниями, открывать силою мысли новые пути в науке и технике.

Трудно, даже приблизительно, представить, насколько своеобразна и значительна роль языка в работе школы. Учитель не сможет дать хороший урок, сообщить детям знания и навыки, заинтересовать их, дисциплинировать волю и разум детей, если будет говорить неряшливо, неточно, непоследовательно, сухо и трафаретно.

Ученику хорошее владение языком требуется для того, чтобы усвоить знания, быстро и правильно понять слово учителя, статью, книгу. Уровень речевой культуры школьника непосредственно сказывается на его успеваемости.

Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли...

Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Назовите слова, словосочетания, относящиеся к общению.

(Например: разговор, беседа, диалог, болтливость, молчание, ложь, обман, грубость, брань, лесть, перепалка, интересный разговор, витиеватость слога, простота высказывания, быстрая речь, острый на язык, вразумительная речь, мудрые слова, и т.д.

Вариантов много: например, участники мероприятия выкрикивают с места слова; если есть помощники, то они могут называемые слова записывать на доске (вроде школьной); могут быть использованы заранее заготовленные таблички из картона с крупно написанными словами, и, когда слово называется, нужная табличка вывешивается на магнитную доску, или скрепкой на ранее натянутый шпагат; называемые слова могут тут же печататься на компьютере и будут видны на медиа-экране.)

Молодцы! Вы наглядно видите, как богат наш язык, как много разнообразных слов! И это только в одной теме… И список можно ещё долго продолжать.

Красота нашей речи, а значит, и интерес к нашим высказываниям напрямую зависят  от нашего словарного запаса, от умения применять разные обороты речи, а ещё от искренности и эмоциональности.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Правильность — важнейшее, но далеко не единственное качество речи высокой культуры. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

Современный русский литературный язык (как, впрочем, литературные языки и других народов) представляет собою то, что в науке принято называть системой его разновидностей, или, иначе, стилей. Почему возникают и развиваются эти разновидности (стили) литературного языка, и чем они отличаются друг от друга?

Они возникают потому, что различные виды общественной деятельности людей предъявляют языку не во всем одинаковые требования, запросы. Например, наука очень остро нуждается в словах и предложениях, способных точно передавать строго определенные понятия и суждения, необходимые в разных областях знания о мире и человеке.

Художественная литература требует от языка большого количества слов и высказываний, позволяющих писателю или поэту ярко, образно представить картины природы, труда и быта людей, человеческие страсти, переживания и мысли; писатель и поэт «рисуют славами», а для того, чтобы рисовать, нужно не только умение — нужны еще и краски; в таких «красочных» словах и высказываниях художественная литература нуждается неизмеримо больше, чем, скажем, наука или политика.

Государственно-административная деятельность общества предъявляет свои запросы языку, и, откликаясь на них, язык создает необходимые для нужд государственного управления слова и выражения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на развитие логики мышления

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

Определите, какое слово лишнее. Назовите его.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Горох, редис, помидор.

Конечно, нарочно, игрушечный.

Ясно, пасмурно, ненастно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусеница, гусыня.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Гора, гореть, угорать.

Сосна, дерево, деревянный.

Учить, изучать, зубрить.

Лес, лесник, лестница.

Радостный, весёлый, хмурый.

Деревянный, глиняный, прочный.

Радость, грусть, боль.

Смелый, храбрый, трусливый.

Понедельник, среда, осень.

Лето, весна, воскресенье.

Книга, ученик, школьник.

Вверх, вниз, налево.

Ишак, индюк, гусь.

Квакать, кукарекать, говорить.

 

МОЛОДЦЫ! ВСЕМ СПАСИБО!

 

Мы слишком часто применяем неряшливую (а подчас и просто неграмотную), «коекаковую» речь. Есть люди, плохо знающие и не ценящие наше национальное богатство — русский язык.

 

Понимание речевой культуры опирается, прежде всего, на умение различать правильное и неправильное, понятие языковой нормы.

 

Язык обычно дает несколько возможностей применения отдельных звуков, слов, грамматических явлений. Так, можно ведь сказать и залатой, и зылатой, и золотой, и зылотой, и залотой, и зълатой (со слабым гласным звуком в первом слоге, напоминающим что-то среднее между о, а и ы). Норма языка предписывает применение только одной из нескольких возможностей, а именно произношение зълатой.

 

Язык позволяет в слове заняла дать ударение на любом слоге (и заняла, и заняла, и заняла’); литературная норма предписывает один-единственный выбор — заняла’.

 

Может показаться, что нет препятствий, не позволяющих сказать шли в новых польтах, встретились около депа. Норма накладывает ограничения и требует, чтобы внешняя форма слов пальто, депо оставалась без изменений.

 

Те правила применения языка, которые приняты и узаконены литературой, признаются обязательными для всех, наиболее пригодными для всего общества. Иначе говоря, правила произношения и ударения, изменения слов и их соединения в предложении, правила интонаций становятся в литературном языке нормами, т. е. такими правилами, которые узаконены литературой, признаны обществом в качестве обязательных и потому поддерживаются и охраняются и литературой, и обществом, и государством.

 

Нормы, разумеется, меняются с течением времени под влиянием разнообразных и многих причин. Во всяком случае, произношение и ударение в шестидесятых годах XX века в русском языке не вполне сходно с произношением и ударением в шестидесятых годах XIX века. В XV—XVI веках нормой московского произношения было «оканье», теперь же — «аканье». Процесс замены старой нормы новой нормой может длиться десятилетия. В такие периоды общество может временно принимать две нормы: так, в настоящее время одинаково правильно и иначе и иначе, и мы’шление и мышле’ние, и ходю’т и ходят (имеется в виду звучание, а не написание слов), и долгий и долгый и т. д.

 

Нормы современного русского литературного языка очень разнообразны, многочисленны и в большинстве достаточно определенны и строги. Умение пользоваться ими позволяет человеку говорить и писать правильно, помогает доступному выражению мыслей для других и ясному пониманию мыслей, выраженных другими.

 

Итак, как мы выяснили: главным достоинством речи издавна признается ее правильность. Это отсутствие в речи нарушений языковых норм. Поэтому отняла, отняли — правильно, отня’ла, отня’ли — неправильно; когда? в котором часу? — правильно, со скольки? до скольки? — неправильно; приезжает из Вологды — правильно, приезжает с Вологды — неправильно; заместитель министра еще не приходил — правильно, заместитель министра еще не приходили — неправильно; и т. д. и т. п.

 

Нормы ударения усваиваются еще в детстве, очень велика в их изучении роль школы, радиовещания, кино, театра, общения с хорошо грамотными людьми.

 

Правильно — это хорошо! Это помогает речи быть доступной, выразительной и действенной.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«25 слов, в которых мы неверно ставим ударение (+ полезные шпаргалки)»

Поставьте ударение в словах.

(На школьной доске, или на медиа-экране, или на плакате написаны 25 слов. Приглашаются любые желающие поставить в словах ударения.)

Договор, Каталог, Квартал, Звонит, Начался, Облегчить, Углубить, Красивее, Латте, Мусоропровод, Апостроф, Феномен, Свёкла, Щавель, Средства, Торты, Цепочка, Мастерски, Граффити, Туфля, Бармен, Бочковый, Жалюзи, Закупорить, Искра.

 

А теперь работа над ошибками, если они есть, конечно…

1.   Догово́р, догово́ры, догово́ров

Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.

 

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.

 

2. Катало́г

Здесь, как и в предыдущем случае, есть единственно верный вариант произношения. Правильное место ударения в слове — на звук «о». При любых значениях слова. Исключений нет.

 

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.

 

3. Квартáл

Некоторые уверены: когда речь идёт о городском квартале, ударение следует ставить на второй слог, а когда о четверти календарного года — на первый. Особенно убеждённо этому «правилу» следуют бухгалтеры, для которых слово «квартал» — часть профессионального сленга. Однако словари гласят, что в обоих случаях ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.

 

4. Звони́т, звони́шь, звони́те

Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по-прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.

 

Фраза для запоминания:

Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.

 

5. Начался́, начата́

В глаголе прошедшего времени «начался́» ударение падает на последний слог, хотя в инфинитиве ударение перебегает на второй — «начáться». Именно это вызывает путаницу. Здесь возможен только единственный верный вариант произношения — с ударением на последнем слоге. Для краткой формы страдательного причастия прошедшего времени женского рода действует аналогичное правило.

 

Фраза для запоминания:

Большая суета
Вокруг нас начата́.

 

6. Облегчи́ть

Зачастую это слово всё только усложняет. По нормам ударение ставится на последний слог. Вариация произношения «облéгчить» часто используется в разговорной речи, но не является допустимой. В данном случае словари дают единственно верный вариант произношения.

Фраза для запоминания:

Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.

 

7. Углуби́ть, углуби́т

В соответствии с орфоэпической нормой современного русского литературного языка в этих словах ударение ставится на последний слог. Произношение с ударным гласным «у» является просторечным. И если вы следите за своим языком, его лучше не использовать.

 

Фраза для запоминания:

Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.

 

8. Краси́вее

Когда речь заходит о сравнительной степени прилагательного «красивый», многие из нас приходят в замешательство. Часто ударение ставят на предпоследний слог, что неправильно. Здесь действует правило: в слове «краси́вее» ударение ставится не так, как в других прилагательных на -ее (сильнéе, быстрéе, здоровéе). Это поможет запомнить правильный вариант произношения.

 

Фраза для запоминания:

Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.

 

9. Ла́тте

Делая заказ в кофейне или ресторане, очень не хочется попасть впросак (да, это слово пишется слитно). Ударение в слове «лáтте» падает на первый слог. Такой вариант произношения слова позволит вам всегда говорить правильно.

 

Фраза для запоминания:

В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.

 

10. Мусоропрово́д

Слово состоит из двух основ — «мусор» и «провод» — и обозначает систему, которая «провóдит мусор». Значит, ставя ударение, нужно отталкиваться от смысла и глагола «провóдит». Аналогичное правило работает и с другими словами, образованными схожим способом: газопровóд, нефтепровóд, путепровóд.

 

Фраза для запоминания:

На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.

 

11. Апостро́ф

Более сложный случай. На слуху у нас почему-то вариант «апóстроф», хотя это неверно. Правильно ставить ударение на последний слог.

 

Фраза для запоминания:

Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.

 

12. Фенóмен

В специальной литературе (например, медицинской) ударение всегда ставится на звук «о». Это литературная норма. Делать ударение на последнем слоге допустимо только в разговорной речи, но такой вариант считается нежелательным. Если вы избегаете просторечий, ставьте ударение на второй слог.

 

Фраза для запоминания:

Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.

 

13. Свёкла

Несмотря на то, что буква «ё» в русском языке всегда ударная, слово часто вызывает вопросы. Ошибка возникает из-за того, что многие пишут его неправильно — через «е». Запомните: «свёкла» всегда пишется и произносится через букву «ё», других вариантов нет.

 

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.

 

14. Щаве́ль

С этим словом не всё так однозначно. Раньше было допустимо ставить ударение на первый слог, но сегодня такой вариант произношения считается устаревшим и противоречит литературной норме. И это не единственная сложность, связанная со словом «щавель»: филологи до сих пор спорят, есть ли у него множественное число.

 

Фраза для запоминания:

Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.

 

15. Сре́дства, сре́дствами

Неважно, в каком значении вы употребляете это слово (способ, вид транспорта или деньги), ударение никогда не ставится на последний слог — оно не плавающее, как многие считают. Во всех падежных формах слова «средства» ударение падает на первый слог.

 

Фраза для запоминания:

В любви и на войне
Все сре́дства хороши.

 

16. То́рты, то́ртов

Ещё одно часто употребляемое слово, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».

 

Фраза для запоминания:

В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.

 

17. Цепо́чка

Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.

 

Фраза для запоминания:

Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.

 

18. Мастерски́

Слово ассоциируется с однокоренным словом «мастер», где ударение падает на первый слог. Эта ассоциация и становится основной причиной неверной постановки ударения в слове. «Мастерски́» — тот самый случай, когда лучше просто запомнить, а не пытаться найти логику.

 

Фраза для запоминания:

Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.

 

19. Граффи́ти

В русский язык слово пришло из итальянского (произносится «граффи́то») и сохранило ударение. Можно руководствоваться и другой логикой: согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка, в трёхсложном слове ударение чаще всего ставится на второй слог.

 

Фраза для запоминания:

Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.

 

20. Ту́фля

Герой всеми любимой советской комедии говорил «туфля́», но это вовсе не означает, что и нам следует так делать. Можно себя проверить так: «ту́фли», ударение на первый слог, значит, в единственном числе будет аналогично.

 

Фраза для запоминания:

Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».

 

21. Бáрмен

Если заглянуть в орфоэпический словарь, чтобы удостовериться в правильном произношении этого слова, можно обнаружить разные варианты. Однозначного ответа нет: словари Резниченко и Зарвы утверждают, что нужно говорить «бáрмен», а словарь Розенталя рекомендует произносить «бармéн». Несмотря на это большинство современных филологов рекомендуют ставить ударение на первый слог — как и в других словах, которые пришли в русский язык из английского.

 

Фраза для запоминания:

Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.

 

22. Бóчковый

Как и в случае со «свёклой», неверная постановка ударения происходит из-за неверного написания. На этикетках кваса можно увидеть вариант «бочковóй» — в таком случае ударение так и просится на последний слог. Однако это написание неверно. Грамотно писать и говорить «бóчковый квас» (квас из бóчки). С пивом аналогичная ситуация.

 

Фраза для запоминания:

Бóчковый квас — тот, который из бóчки.

 

23. Жалюзи́

Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.

 

Фраза для запоминания:

Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!

 

24. Заку́порить, отку́порить

Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.

 

Фраза для запоминания:

Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.

 

25. И́скра

И хотя наиболее привычен вариант произношения «искрá», правильным является «и́скра». Ставить ударение на первый слог следует как в литературной речи, так и в разговорной. Аналогичное правило распространяется на все падежные формы единственного и множественного чисел.

 

Фраза для запоминания:

Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!

 

(Читайте также

 

Для закрепления полученных знаний послушаем песню «Безударная любовь» в исполнении группы «Балаган Лимитед» и Аркадия Арканова.

 

Сейчас мы обсудим всего лишь 10 глаголов, которые портят нам жизнь. Их нельзя произносить, но мы каждый раз делаем ошибку. Употребление таких слов выдает людей либо неграмотных, либо намеренно коверкающих речь ради достижения определенного эффекта - комизма или снижения пафоса, например.

 

Глаголы, которые делают нас безграмотными

 

1. Ложить

Это безусловный хит, ставший притчей во языцех. Слово "ложить" уже превратилось в своеобразный маркер сниженной, разговорной лексики. Тем не менее, до сих пор немало людей употребляют его не с иронией а вполне серьезно, полагая, что именно так и нужно говорить. На самом деле, единственная допустимая форма - "класть". Поэтому правильно «кладет книгу на стол», «кладите сбережения в сберкассу», «кладет неверно руки на клавиши рояля», «клали газеты под дверь его комнаты» и т. д. Но, конечно же, неправильно «ложит книгу на стол», «ложьте деньги в сберкассу», «ложит руки на клавиши», «ложили газеты на диван» и т. п.

 

2. Едь

Про этот глагол мы уже писали в одном из предыдущих постов. Но не грех и повториться. Тем более, что здесь особо сложный случай. Дело в том, что многие понимают, что такой формы повелительного наклонения глагола "ехать" не существует, но при этом свято уверены, что правильная форма - это "езжай". Увы, но нет! Нормативным является только глагол "поезжай" - и никак иначе.

 

3. Махает

А вот здесь делают ошибку даже весьма грамотные люди. Для многих фраза "Птица махает крылом" вообще никак не режет слух. Однако правильно все-таки говорить - "машет". То же самое, кстати, относится и к глаголу "пахать". Говорить "Он пахает на двух работах" не стоит - только "пашет"!

 

4. Придти

Тот факт, что слово "придти" имеет оттенок устарелости, многие прекрасно понимают. Однако считают, что есть некое равноправие - можно говорить, как полагается, "прийти", а можно пользоваться и формой "придти". В действительности же, это равноправие уже отменено. На сегодняшний день есть только одна нормативная форма - "прийти".

 

5. Пошлите

Еще один проблемный глагол в повелительном наклонении. Немало людей полагает, что если к одному человеку можно обратиться с предложением "пошли куда-нибудь", то компании следует говорить - "пошлите куда-нибудь". По аналогии со "смотри" - "смотрите", "иди" - "идите" и т.д. Но аналогия здесь не работает, слова "пошлите" в этом значении не существует. Говорить в этом случае следует "пойдемте".

 

6. Садить

Что картошку сажать, что гостей за стол... Только не садить! Глагол устаревший и в современном мире является ошибкой. Век назад было без разницы, как говорить, сейчас правила изменились - только "сажать"!

 

7. Пекёт

Я часто пеку оладьи, мои родители пекут блины. А вот бабушка печёт пироги!!!

 

8. Пылесосю, пылесошу

У глагола "пылесосить" нет формы 1 лица настоящего времени, это НЕДОСТАТОЧНЫЙ глагол! Нужно его употреблять в описательных оборотах: чищу пылесосом, буду пылесосить, например.

 

9. Жгет

Я жгу, они жгут, НО он жжёт!

 

10. Глагол Полоскай

Глагола "полоскай" в русском языке не существует, только "полощи".

 

Таких неправильных глаголов в русском языке, к сожалению, много.

Какие глаголы вы чаще всего слышите в речи своих близких и знакомых?

 

Неправильно и уродливо звучат до скольки, со скольки, если литературный язык дает когда?, в котором часу?, как долго?, во сколько времени?, как поздно? и т. д.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1+1=1 1

Все привыкли к тому, что если сложить один к одному, получится два. Сейчас вы убедитесь, что из этого правила бывают исключения.

 

Посмотрите: на одном листке написано слово «СЛЕД», на другом «ОПЫТ», сложим и получим «СЛЕДОПЫТ». Получите самостоятельно из двух слов одно новое.

Те, у кого карточки, должны встать и найти своего напарника. При встрече обняться. Встать рядом и показать всем своё новое слово.

(Слова напечатаны крупным шрифтом на листах А4. Карточки раздаются в случайном порядке участникам мероприятия.)

 

НАТУРА       ЛИСТ

ПЛЕН          УМ

СВЕТ           ЁЛКА

ТОРГ           ОВЦЫ

САД            ОВОД

РОГА           ТИНА

ЗАЛ            ЕЖИ

ВОЛ           ОКНО

ПОЛ           НОТА

ГАЗ            ЕЛЬ

ВЕС            ТОЧКА

ОСА           ДОК

 

ОТВЕТЫ: НАТУРАЛИСТ, ПЛЕНУМ, СВЕТЁЛКА, ТОРГОВЦЫ, САДОВОД, РОГАТИНА, ЗАЛЕЖИ, ВОЛОКНО, ПОЛНОТА, ГАЗЕЛЬ, ВЕСТОЧКА, ОСАДОК

 

ВСЕМ ЗНАТОКАМ СЛОВ АПЛОДИСМЕНТЫ!

Продолжим разговор…

Всякая ли правильная речь признается хорошей? Например, речь деловых документов может быть очень правильной, однако если рассказ будет написан так же, как отчет, читатель скажет: «Плохо, речь бедна и трафаретна».

На стилях речи отражаются различия в отношении людей к миру и человеку, их вкусы, характер, привычки и склонности, навыки их мышления и другие обстоятельства…

И ещё очень важный аспект. Литературной русской речи свойственны разнообразные интонации, взятые из разговорного языка и обогащённые и отшлифованные языком литературным.

 

Интонация – это ведь не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока, или паузы.

Нельзя передать слушателям богатство художественного текста, если передающий (т.е. чтец, артист) плохо владеет интонационным богатством языка.

Помогут нам показать богатство нашего литературного языка ваши коллеги. (Тексты заранее розданы участникам мероприятия.)

Перед вами ________________________

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

 

Это — великий кудесник слова Пушкин. Правда, хорошо?

 

Вот еще:

 

________________________

 

«Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его лились и ползли, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно».

 

Это, как вы уже вспомнили, — Лермонтов, чье речевое мастерство, ясность, точность и выразительность слова восхищали даже Чехова, писателя необычайной речевой чуткости.

 

Вот строки Чехова:

Читает _______________________________

«А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается

так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...»

 

Наверно, в таких случаях принято говорить, что тут нельзя изменить ни одного слова: так точно и определенно применено каждое.

 

Вот чарующая музыка Блоковой речи в исполнении _________________:

 

Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе.

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть —

Как гитара, как бубен весны!..

 

Грустно-красивы и милы слова Есенина.

Их вам представит _______________________

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

 

А вот щедрое словесное богатство Шолохова.

И к нам выходит ________________________

 

«Где-то недалеко на пересохшем озерце щелоктали в камыше дикие утки, хриповато кликал подружку селезень. За Доном нечасто, но почти безостановочно стучали пулеметы, редко бухали орудийные выстрелы. Разрывы снарядов на этой стороне звучали раскатисто, как эхо.

 

Потом стрельба перемежилась, и мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: трепетно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитный гул; далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые года кукушка; настойчиво спрашивал летавший над озерцом хохлатый чибис: «чьи вы, чьи вы?»; какая-то крохотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы. Они срывались и несли в тенистые прохладные дупла душистую «обножку». С тополевых веток капал сок. А из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы».

 

И еще один образец. Это словесная музыка современной прозы, точные, умные, человечные, светло-задумчивые строки К. Паустовского.

Пожалуйста, на сцену __________________________________

 

«Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару.

 

В конце улицы тянулся городской сад. Калитка была открыта. За ней сразу начинались густые, запущенные аллеи. В саду пахло ночным холодом, сырым песком. Это был старый сад, черный от высоких лип. Липы уже отцвели и слабо пахли. Один только раз ветер прошел по саду, и весь он зашумел, будто над ним пролился и тотчас стих крупный и сильный ливень». «На последней площадке лестницы они остановились. Были уже видны пристань, зеленые и красные огни парохода. Свистел пар. Сердце у Кузьмина сжалось от сознания, что сейчас он расстанется с этой незнакомой и такой близкой ему женщиной и ничего ей не скажет — ничего! Даже не поблагодарит за то, что она встретилась ему на пути, подала маленькую крепкую руку в сырой перчатке, осторожно свела его по ветхой лестнице, и каждый раз, когда над перилами свешивалась мокрая ветка и могла задеть его по лицу, она тихо говорила: «Нагните голову!».

 

— Попрощаемся здесь, — сказала Ольга Андреевна. — Дальше я не пойду.

 

Кузьмин взглянул на нее. Из-под платка смотрели на него тревожные, строгие глаза. Неужели вот сейчас, сию минуту, все уйдет в прошлое и станет одним из томительных воспоминаний и в ее и в его жизни?»

 

Очень скупые отрывки из художественных текстов семи известных русских литераторов позволили нам почувствовать, «пережить» хорошую русскую речь.

И как, по вашему, рассказчики справились с передачей текстов, были вам интересны?

Прошу всех чтецов литературных произведений встать.

Поблагодарим их бурными АПЛОДИСМЕНТАМИ.

 

Ещё несколько слов об интонации в нашей речи.

Однотонность интонаций не позволяет выразить сложную игру мыслей, чувств и настроений, заложенных в художественном тексте, текст становится бедным, невыразительным.

 

Да и повседневная бытовая и трудовая жизнь людей небезразлична к интонациям их речи. Ведь интонацией, прежде всего, передаётся настроение человека, чувство обиды и благодарности, чёрствость и отзывчивость, злоба и ласка. Обогащение интонационного запаса речи и правильное его применение могут служить воспитанию человека – и говорящего, и слушателя.

 

Особенно заметно воспитывающее, воздействующее значение интонации в работе учителя, преподавателя, лектора, артиста, начальника. Душевную чёрствость, грубость, бестактность, равнодушие, нервозность, досаду, раздражение – всё это буквально обрушивает интонация на душу и сердце ученика, слушателя, подчинённого. Преодолевая в своей речи отрицательные интонации, человек не только делает хорошо для  людей – он воспитывает, делает лучше самого себя.

 

Очень важно вовремя изменить интонацию, подчеркнуть в произношении то или иное слово и выражение, а иногда и целую фразу, ускорить или замедлить темп речи в зависимости от сложности материала и настроения слушателей, сделать паузу для того, чтобы слушатели могли подумать вместе с оратором.

 

Наша встреча подходит к концу. И, очень вероятно, чтобы она запомнилась, вам нужно обязательно спеть. 

Давайте вспомним несколько песен … (Тексты песен в ПРИЛОЖЕНИИ. Заранее записаны фонограммы, «минусовки» песен.)

 

1.       В какой песне слова «говорят» или «говорить» повторяются в каждом куплете по 3 раза? («Мы на лодочке катались»)

2.       В какой песне Вахтанг Кикабидзе   выражает благодарность словом «Спасибо!»? («Мои года – моё богатство»)

3.       В какой песне звучит сожаление о напрасном молчании? («Малиновка»)

4.       Кто кричит о чём-то звонко? («Конопатая девчонка»)

5.       Автор песни твердит: «не говорите», повторив аж 13 раз. («Не говорите мне «прощай!»», Ю.Антонов)

6.       О чём девушка должна догадаться без слов? В какой песне найдём ответ? («Я сказал тебе не все слова»; «… Если б догадалась и пришла».)

7.       Трудно высказать и не высказать… О чём это? («… Всё, что на сердце у меня» из песни «Подмосковные вечера»)

8.       Всех поспрашивал, разыскивая свою любимую… («Я спросил у ясеня» Муз.М.Таривердиева, сл. В.Киршона Из к|ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)

 

ВМЕСТО ИТОГОВ.

 

Развитие русской и мировой литературы выработало определенный «идеал» языка, установило основные стилистические качества хорошей речи. Конечно, эти качества, как и самый «идеал» языка, развиваются, изменяются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.

 

В высказываниях великих писателей, ученых, критиков, публицистов названы такие качества речи, которые являются необходимыми и основными для нее, именно: правильность, точность, простота, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

 

Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков.

 

Прислушивайтесь к речи дикторов центрального телевидения, больше читайте, пополняйте свой словарный состав. И всегда будете интересными собеседниками! Удачи вам всем в общении!

До новых встреч!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 МЫ НА ЛОДОЧКЕ КАТАЛИСЬ

Мы на лодочке катались,

Золотистой, золотой, -

Не гребли, а целовались,

Не качай, брат, головой.

В лесу, говорят, в бору, говорят,

Растёт, говорят, сосёнка.

Слюбилася с молодчиком

Весёлая девчонка.

 

Не кукуй, горька кукушка,

На осине проклятой,

Сядь на белую берёзу,

Прокукуй над сиротой.

В лесу, говорят, в бору, говорят,

Растёт, говорят, сосёнка.

Понравилась мне, молодцу,

Пригожая девчонка.

 

Поцелуй меня, мой милый,

Без отрыву сорок раз, -

Я тогда тебе поверю,

Что любовь верна у нас.

Ты, говорит, ходи, говорит,

Ко мне, говорит, почаще, -

Ты, говорит, носи, говорит,

Пряников послаще.

 

Где мы с миленьким свыкались,

Там зелёная трава,

Где мы с милой расставались,

Там посохли дерева.

В лесу, говорят, в бору, говорят,

Росла, говорят, сосёнка, -

Уж больно мне понравилась

Смышлёная девчонка.

 

 МОИ ГОДА

Пусть голова моя седа,

Зимы мне нечего пугаться.

Не только груз - мои года,

Мои года - моё богатство.

Пусть голова моя седа,

Не только груз - мои года,

Мои года - мое богатство.

 

Я часто время торопил,

Привык во все дела впрягаться.

Пускай я денег не скопил,

Мои года - моё богатство.

Я часто время торопил,

Пускай я денег не скопил,

Мои года - мой богатство.

 

Шепчу «спасибо» я годам

И пью их горькое лекарство.

И не кому их не отдам,

Мои года - мое богатство.

Шепчу «спасибо» я годам

И никому их не отдам,

Мои года - мое богатство.

 

А если скажут мне века:

«Твоя звезда, увы, погасла…»

подымет детская рука

мои года - мое богатство.

Когда – нибудь наверняка

Подымет детская рука

Мои года - мое богатство.

 

 МАЛИНОВКА

Сл. А.Поперечного    Муз. Э.Ханка

Малиновки заслышав голосок,

Припомню я забытые свиданья,

В три жёрдочки берёзовый мосток

Над тихою речушкой без названья.

                

П р и п е в:

Прошу тебя, в час розовый

Напой тихонько мне,

Как дорог край берёзовый

В малиновой заре.

 

А волны шли неведомо куда,

И камушки у берега качали,

И пела нам малиновка тогда

О том, о чём напрасно мы молчали.

                 

П р и п е в.

 

Сожжён мосток, ушла из сердца боль,

Исчезла речка, вдаль умчалась юность,

Но песня, словно первая любовь,

Малиновкой опять ко мне вернулась.

                  

П р и п е в.

 

 КОНОПАТАЯ ДЕВЧОНКА

Никуда не деться,

Годы не вернуть.

Покидает детство

Всех когда-нибудь.

 

Припев:

Парта школьная

Мне снится

И задачника страницы,

Помню всех учителей

До одного,

И кричит о чём-то звонко

Конопатая девчонка

Из безоблачного

Детства моего.

 

Если приглядеться,

Мы всегда спешим.

Каждый хочет в детстве

Стать скорей большим.

 

Припев.

 

Нам бывает тесно

В детстве золотом,

Потому что детство

Ценим лишь потом.

 

Припев.

 НЕ ГОВОРИТЕ МНЕ «ПРОЩАЙ!»

Ю.Антонов

Не говорите мне "прощай".
Я помню как мы повстречались,
Я целый день провел в печали,
И вечер предвещал тоску.
Не говорите мне "Прощай".
Я помню как нашел случайно
Глаза которые случайно
Искали лето на снегу.

Не говорите мне "прощай", не говорите,
В глаза еще раз откровенно посмотрите,
Согрейте сердце мне, прошу вас, в трудный час
Не представляю, как я буду жить без вас.
Моя судьба сейчас на волоске:
Я замок свой построил на песке

Не говорите мне "прощай",
Я не хочу расстаться с вами
Я не хочу играть словами,
И вы поверьте мне сейчас.
не говорите мне "прощай",
Скажите только что согласны
Сказать одно лишь слово "Здравствуй"-
Ведь это мой последний шанс.

Не говорите мне "прощай", не говорите,
В глаза еще раз откровенно посмотрите,
Согрейте сердце мне, прошу вас, в трудный час
Не представляю, как я буду жить без вас.
Моя судьба сейчас на волоске:
Я замок свой построил на песке

Не говорите мне "прощай",-
Я это слово ненавижу,
Я вас нисколько не обижу,
Руки коснувшись невзначай.
не говорите мне "прощай",
не верю я что вы бездушны,
Мне ничего от вас не нужно -
Не говорите мне "прощай".

Не говорите мне "прощай", не говорите,
В глаза еще раз откровенно посмотрите,
Согрейте сердце мне, прошу вас, в трудный час
Не представляю, как я буду жить без вас.
Моя судьба сейчас на волоске:
Я замок свой построил на песке.

 Я СКАЗАЛ ТЕБЕ НЕ ВСЕ СЛОВА

Слова В. Карпенко         Музыка А. Эшпая

Ты не гляди из-под темных бровей —

Я ж не придумал улыбки твоей,

Просто она вправду была.

Что ж ты сегодня не пришла?

 

Я сказал тебе не все слова,

Растерял я их на полпути.

Я сказал тебе не все слова

Их так трудно найти.

 

Как была бы эта ночь светла,

Если бы не тени облаков,

Если б догадалась и пришла,

Догадалась без слов...

 

Ждать я всю ночь готов

Легких твоих шагов,

Легких шагов твоих

Всю ночь ждать готов.

 

Я сказал тебе не все слова,

Растерял я их на полпути.

Я сказал тебе не все слова

Их так трудно найти.

 

ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА

Сл. М.Матусовского

Муз. В.Соловьёва-Седого

Не слышны в саду даже шорохи,

Всё здесь замерло до утра.

Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера.

 

Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра.

Песня слышится и не слышится

В эти тихие вечера.

 

Что ж ты, милая, смотришь искоса,

Низко голову наклоня?

Трудно высказать и не высказать

Всё, что на сердце у меня.

 

А рассвет уже всё заметнее.

Так, пожалуйста, будь добра,

Не забудь и ты эти летние

Подмосковные вечера.

 

 Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ

Муз.М.Таривердиева, сл. В.Киршона

Из к|ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Я спросил у ясеня:

«Где моя любимая?»

ясень не ответил мне,

качая головой.

 

Я спросил у тополя:

«Где моя любимая?»

Тополь забросал меня

Осеннею листвой.

 

Я спросил у осени:

«Где моя любимая?»

осень мне ответила

проливным дождём.

 

У дождя я спрашивал:

«Где моя любимая?»

долго дождик слёзы лил

за моим окном.

 

Я спросил у месяца:

«Где моя любимая?»

месяц скрылся в облаке,

не ответил мне.

 

Я спросил у облака:

«Где моя любимая?»

облако растаяло

в небесной синеве.

 

Друг ты мой единственный,

Где моя любимая,

Ты скажи, где скрылася,

Знаешь, где она?

 

Друг ответил преданный,

Друг ответил искренний:

«Была тебе любимая,

была тебе любимая,

была тебе любимая,

а стала мне жена».

 

Я спросил у ясеня,

Я спросил у тополя,

Я спросил у осени.

 

СЦЕНАРИИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:

- БЫЛЬ НЕ СКАЗКА: ИЗ НЕЁ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. (старинные слова, диалекты)

- КТО ГОВОРИТ, ТОТ СЕЕТ; КТО СЛУШАЕТ – ПОЖИНАЕТ. (язык народный и литературный, нормы, ударения, интонации в речи)

- НЕ ДАВАЙ ВОЛИ ЯЗЫКУ ВО ХМЕЛЮ, В БЕСЕДЕ И В ГНЕВЕ. (сквернословие, мат)

- ОДНО СЛОВО КОСТЬ ЛОМИТ, ДРУГОЕ – СРАЩИВАЕТ. (о влиянии слов, речи на судьбу, здоровье, настроение человека)

- ПО РЕЧИ УЗНАЮТ ЧЕЛОВЕКА. (оговорки, тесты)

- ТО ЖЕ СЛОВО, ДА НЕ ТАК БЫ МОЛВИТЬ. (заимствованные слова)

- ЧТО НЕ СКЛАДНО, ТО И НЕ ЛАДНО. (сорные слова, сленг, жаргон)

 

ИСТОЧНИКИ:

КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО / Б. Н. ГОЛОВИН. - г. ГОРЬКИЙ:

ВОЛГО-ВЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, I960.

•ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ РЕЧИ

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина; Предисл В.Аникина; Сост. Ф.Селиванов; Б.Кирдан; В.Аникин. – М.: Худож.лит., 1988. - 431 с. (Классики и соврменники. Рус.классич.лит-ра)

 

Статья из интернета «25 слов, в которых мы неверно ставим ударение (+ полезные шпаргалки)»

 

Статья из интернета «Глаголы, которые делают нас безграмотными». Ольга Глухова.

 

Статья из интернета «Каких глаголов не существует в русском языке? Но многие их упорно произносят». Группа ВК: https://vk.com/litinteres 

 

-  ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1965. – 223 с.

- ПЕСНИ МОЛОДОСТИ. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1968. – 275 с.

 

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 368 с.: ил.

 

Синицина Е. Умные слова. – М.: 1999.

 

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий