Страницы

вторник, 29 июня 2021 г.

«НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, ЗАМУЖ ЗА ИВАНА КУЗИНА...» Эротика в фольклоре и обрядах Древней Руси

 

картинка из интернета



«НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, ЗАМУЖ ЗА ИВАНА КУЗИНА...»

Эротика в фольклоре и обрядах Древней Руси

Современного человека, мало знакомого с традиционной культурой, возможно, удивляют некоторые книги, появляющиеся на прилавках магазинов и у уличных торговцев. Скажем, сборник А.Н. Афанасьева «Русские заветные сказки» может просто ошарашить своей откровенностью. Впрочем, удивляться порой приходится даже специалистам-участникам фольклорно-этнографических экспедиций. Ну вот, например, приходите вы к старенькой бабушке и просите ее спеть вам старинные частушки, а в ответ слышите: «Не ходите, девки, замуж за Ивана Кузина...», а далее такое, что и в краску бросить может. 

Я уж но говорю об анекдотах, слишком большая вольность которых хорошо известна всем.

 

Как же к этому относиться? - спросите вы. Во всяком случае, не как к невежеству или невоспитанности. Сексуально-эротические вольности в фольклоре объясняются не распущенностью и необразованностью, а древнейшими традициями: ведь на ранних стадиях развития человеческие представления были во многом иными, чем теперь. Славяне-язычники считали, что их поведение в значительной степени влияет на происходящее в природе, во Вселенной. До принятия христианства на Руси сексуально-эротическая сфера была в значительной степени сакрализована. Древние боги требовали от человека совсем иного почитания, чем Святая Троица.

 

С принятием христианской религии Русь не освободилась от своих древних верований. У восточных славян сложилась система представлений, которую принято именовать двоеверием: она сочетает в себе элементы язычества и христианства; в традиционных обрядовых действах, в фольклоре на протяжении многих столетий сохраняется то, что отличало поведение наших праиндоевропейских предков.

 

Особенно изобиловал сексуально-эротическими элементами календарно-обрядовый комплекс. На протяжении всего года человек активно пытался способствовать земному плодородию. Еще среди зимы, на святки, молодежь начинала развлекаться непристойными, с точки зрения нашего современника, игрищами. Очень популярной была игра в воскресающего «покойника». Кто-то из парней изображал умершего, а остальные несли его в дом, где были посиделки. Там ребята требовали, чтобы девушки вначале отпевали мнимого покойника, голосили по нему. А потом с «умершим» начинали прощаться: парни ловили девушек и каждую из них подтаскивали к «покойнику» - целовать его, и не только в губы... Возбужденный молодой человек должен был неожиданно «воскреснуть» и помчаться за понравившейся ему девушкой, приставая к ней с поцелуями.

 

На посиделках были, разумеется, и более скромные игры. Но если мнимый покойник символизировал собой смерть и воскресение природы (игра должна была помочь Космосу при переходе от зимы и смерти к лету и жизни), то скромные поцелуйные игры с песнями, в которых участвовали будущие женихи и невесты, больше помогали в житейском - создании новых семей.

 

С приходом весны обрядовые действа сексуально-эротического характера значительно активизировались. Так, например, в некоторых местах на Руси на Алексея Теплого (30 марта) было принято «греть солому», приближая тем самым приход весны и лета: молодежь собиралась на совместную ночевку к одной из одиноких женщин; в сени или на поветь натаскивали солому и ложились вповалку спать. Рассказывая о таком обычае, старики подчеркивают, что парни тискали и валяли по соломе девок, но «греха» при этом не было.

 

Аналогичный вариант обряда осуществлялся обычно и в более позднее время - на Юрия или на Троицу, когда семьями ходили смотреть взошедшие посевы и «качаться» на меже (обычно по земле катались, обнявшись, молодые супружеские пары). Считалось, что это было необходимо для повышения плодородящей силы земли.

 

В сексуально-эротическом отношении выделялась ночь на Ивана Купалу - «макушка лета», когда силы природы достигали своего апогея. Купальская ночь, совпадавшая со временем летнего солнцеворота, должна была демонстрировать всю магическую и сексуальную силу земли, человека, природы в целом. Именно потому полагали, что в самую короткую ночь открываются клады, можно добыть волшебный цветок папоротника, даривший всезнание и всемогущество, а купальская ночь была ночью разгула. Кстати, она связывалась с ведьмовством, ведь ведьмы не просто колдуньи, но и особенно сильные в сексуальном отношении существа, активные и похотливые. Сексуальная активность, по древним представлениям, - несомненная прерогатива Дьявола, с которым ведьмы периодически вступали в половые отношения.

 

Совершенно естественно, что сексуально-эротическая тематика переполняла свадебную обрядность. Проводы молодых к брачной постели сопровождались непристойными песнопениями, а время их пребывания  там – не менее срамными действами. Непристойные шуточки отпускались и при выходе смущённых молодых из спальни. Гости наперебой начинали нахваливать новоявленных супругов. В случае же, если выявлялось половое бессилие  молодого, свадьба принимала несколько иной характер, как и в ситуации «нечестности» молодой. Разумеется, не всегда и не везде на подобные вещи обращалось столь серьёзное внимание; кроме того, некогда существовала традиция дефлорации невесты старшим родственником жениха.

 

Восстановление сексуальной силы, по представлениям наших предков, было необходимо и обязательно не только для жизни конкретной супружеской пары, но и для регуляции гармонии мира в целом. Для этого обращались к знахарям и колдунам, которые, используя заклинания, специальные снадобья, избавляли мужчин от «нестоихи».

 

Интересно, что, согласно преданиям, у наших пращуров любовными партнёрами могли быть и иномирные существа. Например, к тоскующим вдовам часто прилетали огненные змеи, принимавшие в доме облик бывшего супруга. Для избавления от подобной страсти втыкали в порог и во все щели избы траву мордвинник, а потом говорили:

«Как во граде Лукорье лете змей по приморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна её умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася – как змей прилетит, так её и обольстит. Тебя, змей, не боюся, Господу Богу поклонюся, преподобной Марии Египетской уподоблюся, во узилище заключуся. Как мёртвому из земли не вставать, так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не тосковати. Заговором я  заговариваюсь, железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся, пеленой Божьей Матери покрываюся; аминь».

В.ХАРИТОНОВА, кандидат филологических наук  (РИА «Новости»). «Вятский край», № 97 (619) • 25 мая 1993 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий