Страницы

пятница, 10 июля 2020 г.

СКАЗКИ ОТ СТРАХА. Расскажи мне свою сказку, и я скажу, кто ты. Волшебные истории не только РАЗВЛЕКАЮТ, НО И УЧАТ И ЛЕЧАТ.


фото из газеты
СКАЗКИ ОТ СТРАХА.
Расскажи мне свою сказку, и я скажу, кто ты.
Волшебные истории не только РАЗВЛЕКАЮТ, НО И УЧАТ И ЛЕЧАТ.
Дмитрий Соколов—доктор пси­хологических наук и сказочник. Много лет назад он, начинающий психотерапевт, впервые увидел, как люди в его кабинете реагируют на сказки и успокаиваются, слыша от него знакомые волшебные исто­рии. С тех пор Дмитрий пишет сказ­ки, о сказках и лечении ими (его книга «Сказки и сказкотерапия» вы­держала уже пять изданий), ведет по всему миру школы сказкотерапии для детей и взрослых, занима­ется семейной психотерапией.


А ну-ка сочини!
Российская газета | Перед встре­чей задумался о том, что я помню про сказки. И в голову сразу при­шло: «Старуха, испеки колобок...» Дмитрий Соколов | Ну что, замеча­тельная поучительная сказка для малыша, один из центральных для него вопросов — как далеко можно отойти от мамы. На три шага мож­но, а на четвертом тебя съедят, все просто. Но я начинаю с того, что прошу человека сочинить сказку.

РГ | А если он никогда ничего не со­чинял?
Соколов | Сказку сочинят все! Все мы когда-то слушали сказки, и от людей я слышу истории с традици­онными сюжетами, которые они дополняют тем, что их волнует. В том, какую сказку мы рассказыва­ем, очень много информаций о на­ших переживаниях.

РГ | Например.
Соколов | Ребенок пережил ава­рию, испугался, не может засыпать один, всего боится. Он сочиняет мне сказку про катастрофу — как, скажем, дракон проглотил всех — и на этом точка. Дальше ему страшно, сказка остается без окончания. Или мне рассказывают: жила-была де­вочка, носила красную шапочку, и мама послала ее отнести пирожки. Она понесла пирожки, принесла ба­бушке, та сказала ей спасибо, и она вернулась. Но разве это сказка о Красной Шапочке?

РГ | Без волка?Конечно, нет.
Соколов | А волк там есть, просто ребенок не хочет о нем говорить, ему хочется побыстрее сказку за­кончить. Пропущенный кусок — это и есть его страх. Чтобы этот страх понять и вылечить, сказку нужно продолжить. Но если челове­ку в середине страшно, я волка сам введу и мы с ним эту сказку вместе продолжим, потому что волка, то есть страх неожиданной встречи, надо пройти, преодолеть. Часто я рассказываю ребенку свою сказку на основе его истории.

РГ | И ему уже не страшно?
Соколов | Сказка хороша тем, что в ней нет границ реальности, я могу дополнять ее, чем хочу, и малыш бу­дет наблюдать за этим совершенно спокойно. Это ведь Красная Шапоч­ка, а не он! Она может просто прой­ти мимо волка, может поговорить, но не показать ему дом бабушки, может отправить его к белке. Серый идет туда, а девочка продолжает путь. Мы ищем вариант, который ребенку нравится и который он за­хочет взять. Чтобы потом вынести его в жизнь и уже не бояться.

Мышки и репки
РГ | Получается, сказкотерапия это способ говорить с ребенком... Соколов | ... на понятном, близком ему, любимом им языке! Я помогаю человеку понимать его проблемы и его же руками с ними справляться. Вот в сказке одного жадноватого мальчика живет зверек, ест печеньки и сладости, ни с кем не делится, и все у него в жизни чудесно. Но мы эту историю продолжаем — и выру­ливаем на то, что с ним никто не дружит. Мальчику это не нравится, и мы пытаемся сказку иначе сочи­нить, чтоб зверек не остался один.

РГ | И этого бывает достаточно, чтобы малыш что-то понял?
Соколов | Иногда достаточно, де­тская психика очень пластичная. Когда мы разыгрывали в одной де­тской группе мою сказку «Дед, внуч­ка и боюськи» — меня поразила ско­рость, с какой дети свои страхи по­беждали! 5 минут назад он глаза поднять боялся — а сейчас «продал» свою «боюську» и даже походка у него изменилась! Я понять не мог— придумал он свой страх, что ли?
РГ | А у вас что, под каждую пробле­му есть своя сказка?
Соколов | У меня - нет, но в сбор­нике сказок «Антикапризин», где я участвую, мы собрали сказки про страх темноты, про врулей, нерях и сладкоежек, составленные на осно­ве психологических методик. А са­мая испытанная методика — народ­ные сказки, они дают четкие моде­ли, как разбираться с предательс­твом, одиночеством и страхом.
РГ | А зачем вы разыгрываете сказ­ки? Ожившие персонажи более зри­мы?
Соколов | Без розыгрыша истории в лицах не обойтись. Каждый ребенок выбирает свою роль и, как пра­вило, тот, кто, скажем, играет в «Репке» мышку, считает себя по жизни лишним. А сыграет и покай­фует, что от него все зависит, что он нужен. А «репка» — это будет са­мый упертый, из которого ни чувс­тва, ни слова не вытащишь — так его тянут-потянут, сдвинься, от­кройся! Когда мы это разыгрываем, все получается совершенно вжи­вую — тебя держат, ты дрожишь, волнуешься, думаешь, как бы не подвести.

...да в ней намек
РГ | Вы ведь и со взрослыми «проиг­рываете» их истории?
Соколов | Ко мне приходит немало тридцатилетних, которые хотят стать взрослыми, и у них не получа­ется, другие хотят занять опреде­ленное место в обществе, третьи — выйти замуж или жениться, родить детей, то есть они хотят сделать взрослые шаги, и у них не получает­ся. И им надо так же пережить ка­тарсис, искупаться в трех котлах. Взрослея, мы должны пройти через то, что не хочется.

РГ | А там и сказка сбудется.
Соколов | Я уже давно увидел, что в своих сказках мы не просто оцени­ваем свою жизнь. Пациенты сочи­няют сказки, проходят годы, мы встречаемся, и я понимаю, что они сочинили свое будущее. Например, одна женщина, вполне счастливо жившая с мужем, рассказывала сказку, в которой бабочка разгова­ривала с муравьем, они поссори­лись. И потом она с мужем разо­шлась именно так, как рассказала в сказке, по тому же сюжету!

РГ | Со взрослыми вам, наверное, сложнее, чем с детьми.
Соколов | Они живут в очень «серь­езном» мире, и в нем есть свой, взрослый язык, с помощью которо­го люди друг от друга что-то скры­вают, юлят, соблюдают политес. И вот он мне сочиняет сказку, что, вот, жил-был лягушонок. — А где он жил? — Не знаю, нигде.— Да нет, он где-то жил, на поляне или в болоте. И появляется набор обра­зов, что-то проясняющий, рассказ о лягушонке оказывается сюжетом «Спящей красавицы», только с дру­гими героями! А мы знаем судьбу Спящей красавицы и как ей можно помочь. Я потому прошу людей не излагать мне свои мысли и филосо­фию — дайте сказку, так я вас луч­ше пойму.

СКАЗКА ДМИТРИЯ СОКОЛОВА
Дед, внучка и боюськи
Хороша у деда внучка, да всего бо­ится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я, милый, ко­ров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печ­ка — она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задум­чиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успе­вал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробова­ла поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.
Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Де­нег у нее, правда, не было, но она ре­шила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар да­лекий она с утречка и отправилась. Деда она все же любила!

На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат рас­стелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать, Тянет кого-то за рукав: «Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?» Он спрашивает: «А что у тебя есть?» — «Да ничего нет». «А что умеешь делать?» Тут она за­плакала: «Да ничего не умею, я всего боюсь!» «Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и продавай». «А возьмут?» — не верит дивчина. «А ты попробуй». И вдруг как закричал дядька: «Эй, народ! Товар исключи­тельного назначения! Подходи за боюськами!»

Народ стал осторожненько подхо­дить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупно­го и малого рогатого скота. А девчон­ка говорит: «И курей с петухами». «Что для курей?» — подлезает бабка. «А вот бегают твои куры далеко от дома?» — спрашивает посредник. «Ох, бегают, проклятые!» «А ты купи для них боюську дальнего пространс­тва. Есть у нас такая?» — спрашивает у девчонки. «Еще как, — говорит она. — Вам на целый птичий двор?»

Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темно­ты для крыс и тараканов, ну все рас­купили на корню! Один оригинал ку­пил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой зем­лей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вы­рученные деньги купила внучка ле­карства и еду, а для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.

Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вмес­те, и на ярмарку вместе ездили.

Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и за­пачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил ме­шок с боюськами за крыльцо. Кто ин­тересуется — подходи, выбирай. Только чур — не для малых ребяти­шек!
Андрей Васянин
Российская газета — www.rg.ru 19 января 2012 — Четверг — №10 (5683)

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

И в пяти частях (из-за трудности публикации большого объёма информации) в рубрике «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
https://urlid.ru/bonh ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
https://urlid.ru/boni ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 2. ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonk ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». Часть 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЛИТЕРАТУРА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-ПРОВЕРКА.
https://urlid.ru/bonm ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 4. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
https://urlid.ru/bonu ПРОГРАММА «ПОЗНАЙ СЕБЯ». ЧАСТЬ 5. МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ ЗАНЯТИЯМ.

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога: 
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

Комментариев нет:

Отправить комментарий