Страницы

пятница, 19 октября 2018 г.

Творческий проект «ПОГОВОРИМ О ЛЮБВИ»


Творческий проект «ПОГОВОРИМ О ЛЮБВИ»

Участники проекта:
библиотекарь,
социальный педагог,
воспитатели группы,
дети старшего дошкольного возраста и
их родители.

Проблема: «Что такое любовь?».


Цели:
            определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т.п );
            формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, эгоистичная, «слепая», безрассудная);
            рассматривание различных ситуаций при взаимоотношениях: дети — дети, дети - взрослые, взрослые — взрослые.

Задачи:
            формировать у детей представления о чувстве любви на основе произведений устного народного творчества и сказок классиков русской литературы;
            развивать эмоциональную отзывчивость;
            обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения;
            развивать толерантность (способность к пониманию, принятию точки зрения собеседника).
             
Предварительная работа:
- знакомство с русскими народными сказками «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Царевна-Лягушка», «Никита Кожемяка», сказками классиков русской литературы: A.С. Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...»; А. Аксакова— «Аленький цветочек»;
            составление кроссвордов по указанным сказкам и разгадывание их;
            знакомство с культурой Западной Европы (празднованием Дня Святого Валентина), изготовление «валентинок»;
            словесные игры «Кто тебе нравится», «Слово на ладошке», «Расскажи, о своем друге»;
            знакомство с семейными альбомами.

Ход занятия
1.            Вхождение в проблему «Что такое любовь?» (Это чувство, сопровождающее человека всю его жизнь. Любить можно родителей, друзей, дом, в котором родился, родину, природу, животных, погоду, предметы окружающего мира, люди любят друг друга.)

Социальный педагог: Сегодня, в День Святого Валентина, мы будем говорить о любви.
            Что это за праздник? (День всех влюбленных.)
            А что значит быть влюбленным? (Ответы детей: стараться быть красивым, стараться понравиться человеку, заботиться о нем. Ответы взрослых: быть преданным, уметь жертвовать во имя любви, стараться делать все красиво, доставлять радость тому, кого любишь, заботиться о нем, обеспечивать его спокойствие, благополучие.)

Детям и родителям предлагается разместить на Дереве пожеланий записочки с пожеланиями любимым людям.

Социальный педагог: А что вызывает чувство любви?
Ответы детей: Люди стараются красиво одеться, причесаться, красиво двигаться, петь, танцевать.
Социальный педагог включает в диалог взрослых: сначала обращается внимание на внешнее обличье, а затем на душевные качества; чувству любви сопутствует доброта, забота, внимание, преданность, душевное равновесие.

Социальный педагог: Любовь! Это чувство бывает разным. Преданная, эгоистичная, неразделенная, любовь и зло, любовь и агрессия... А разобраться в этом нам помогут сказки.

Библиотекарь предлагает детям выбрать карточки с текстом из различных сказок. Дети читают их самостоятельно. Первый ребенок: «А царевна молодая, тихомолком расцветая...» (Дети угадывают сказку)

Педагог: Какова же эта любовь? Нам помогут ответить на этот вопрос взрослые. (Ответы взрослых: взаимная, верная.)

Библиотекарь: Но это чувство было подвергнуто "серьезному испытаний. Скажите, пожалуйста, кто мешал этой взаимной любви?" (Ответы детей: злая царица.)

Библиотекарь: Какие чувства руководили царицей? (Ответы детей: злость, зависть, хитрость. Но царица была красивая.)

Педагог: Да, но эта красота не во благо. Здесь зло пытается разрушить любовь.

Библиотекарь: Как поэт характеризует царицу? Дети читают отрывок по памяти:
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива.
Своенравна и ревнива…»

Библиотекарь: К сожалению, царь не разглядел этих черт, был ослеплен ее красотой и на внутренние качества не обратил внимания. А почему так полупилось?

В разговор включаются родители: прошло мало времени со дня их знакомства и сватовства
            А в чем проявилось чувство любви царевны к Елисею? (Читает отрывок ответа царевны семи богатырям) Какое это чувство? (Любовь.)
            Но она же богатырям говорит:
«Всех я вас люблю сердечно.
Но другому я навечно отдана,
Мне всех милей Королевич Елисей...
—Какие чувства она испытывает? {Дети просят родителей помочь им ответить)

Взрослые: Верность, преданность, ожидание счастья.
            А как же любовь к семи богатырям?
Ответ ребенка: Ее душу наполняет чувство благодарности,
            А это тоже один из видов любви. А как Елисей доказал свою любовь?
(Ответы: он отправился на поиски, а ведь мог бы сидеть дома и найти себе невесту еще краше)
            Какие же чувства пробуждаются в его душе, когда он узнает о смерти царевны?

Диалог детей и взрослых: сожаление, грусть, горе; но в его душе теплится искорка надежды; Он преодолевает страх, идя в темную пещеру, разбивает гроб; им руководит огромная сила любви, которая побеждает смерть.

            Переходим к другой сказке (Читает отрывок из сказки «Аленький цветочек».)
«Полюбила ты меня в образе Чудища...» (Дети отгадывают сказку.)
Здесь тоже преданная любовь, но чувства другие. Чудовище, Чудище... Но чем он привлек внимание девицы-краса­вицы?
(Ответы детей: заботой, вниманием, добротой, щедростью.)
А в чем проявилась любовь красной девицы?

Родители вместе с детьми обсуждают ситуацию.
Вывод: она пожалела его, очень хотела помочь, сочувствовала ему, а затем и полюбила. Она вернула его к жизни своими  горючими слезами. Здесь так же, как в сказке Пушкина, сила любви сотворила чудо.

Читает отрывок из следующей сказки.
«Что я вижу? Что такое?
Как!? И дух в нем занялся..»
Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу...»
(Дети угадывают сказку.)
— Здесь много героев, разные отношения. (Дети определяют: царь Салтан и девица, мать и сын, Лебедь и Гвидон.)

            Но в царя влюблены и сестры-красавицы: одна бы наткала полотна, а вторая бы на весь мир приготовила пир. Смотрите, какая сложная ситуация: три любят одного, а он выбирает младшую. Что же происходит? Они продолжают любить царя, но какой теперь стала любовь?
(Ответы детей: злой, завистливой, агрессивной; сестры подменивают письма, обманывают царя, хотят убить царицу и малыша.)

— Какое чувство сопровождает их действия?
Дети обсуждают ситуацию с родителями.

Вывод: чувство злой, жестокой, мстительной радости. Эта радость недобрая — она никому не приносит счастья.
—А посмотрите, сколько людей невольно задействованы в этом! И хотя их душа противится, содрогается, но они вынуждены покориться; приказу. Можем мы принять такую любовь?
(Ответ детей: нет!)

Читается отрывок следующей сказки:
«Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.. .»
(Дети угадывают сказку.)

            Какие чувства овладели царем, когда он увидел убитых сыновей?
(Ответь! детей и взрослых: горе, отчаяние,…)
            А когда увидел царицу?
(Ответы детей и взрослых: радость, что нет соперников.)

            Какая же это любовь? (Эгоистичная и глупая: царь не понимает, что царице нужны только деньга и власть.)

2.            Вниманию взрослых и детей предлагается кроссворд, ключевое слово которого — ЛЮБОВЬ.
- Кого спас князь Гвидон? (Лебедь.)
- Для кого скорлупка грецкого ореха служила колыбелью? (Дюймовочка.)
- Для кого был выстроен под высокой елью хрустальный дом (Белка.)
- Какой предмет помог Мартынке получить в жены царскую дочь? (Кольцо.)
- Кто правил столицей с разрешения царицы (Гвидон.)
- Кого послал Бог царице в Сочельник? (Дочь.)

Социальный педагог организовывает игру взрослых и детей — «Скажем друг другу ласковые слова» (ребенок и родитель поочередно говорят друг другу ласковые слова).

Дети под музыку Леграна из к/ф «Шербургские зонтики» преподносят родителям сделанные ими «валентинки».

3.            Подведение итогов встречи:
Какую любовь мы, выбираем? (Преданную, взаимную.)
Что нужно сделать, чтобы это чувство стало таким? (Нужно доверять тому, кого любишь, заботиться о нем, жертвовать собой ради любимого.)
Любовь — это благо, любить надо с надеждой, хранить любовь, как драгоценный дар.

4.            Постановка новой проблемы: создать энциклопедию сказок о любви (красная страница - любовь преданная, благородная и т.д; серая страница — любовь агрессивная, глупая, расчетливая).

Цель: через работу с литературным текстом формировать добрые чувства и эмоции, закладывать нравственные основы, умение видеть себя в окружающем мире.

АВТОР НЕ ИЗВЕСТЕН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий