Конкурс-эрудицион «Приспособленность животных».
(Проверка знаний по темам: «Взаимосвязь
в живой природе», «Птицы и насекомые», «Что дает человеку
растительный мир»)
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования(За 2е полугодие 1го года обучения по программе "МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")
Условия игры те же, что
и в конкурсе-эрудиционе 1-го полугодия
(в 1 туре; 2-й тур без картинок; за правильный ответ – жетон).
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- табло с прозрачными карманами для картинок
- картинки – изображения животных, о которых будут вопросы, с номерами.
- карточки с крупными цифрами от 1 до 9 для каждого участника мероприятия, размером примерно 3 на 6 см
- конфеты или любые другие небольшие сувениры
- жетоны – картонные карточки размером примерно 3 на 3см (пуговицы, всё, что подойдёт по количеству – много)
- грамоты за 1-е, 2-е, 3-е,… место
Например, такие:
«ЖИВОТНЫЕ ВЯТКИ»
За ______ место
награждается
__________________________
«Живой уголок»
_____________
Перед детьми на столах карточки с цифрами от 1 до 9.
После вопроса, молча, на счёт 1, 2, 3 – игроки поднимают карточку с цифрой соответствующего животного.
За правильный ответ – жетон.
По количеству жетонов, то есть правильных ответов, оцениваются знания. За 1-е, 2-е, 3-е место – грамоты и небольшие призы.
I тур. Из разных тем по одному вопросу.
№ п/п
|
Вопрос
|
№ карточки
|
Картинка
|
1.
|
Кто
приносит человеку огромную пользу, поселяясь в его доме?
|
9
|
Паук
|
2.
|
Самая большая лакомка: хищник, но любит есть насекомых, орехи, ягоды,
фрукты, гриб, злаковые…
|
1
|
Медведь
|
3.
|
У кого
отпугивающая, предупреждающая окраска?
|
7
|
Пчела
|
4.
|
У кого
самый некачественно построенный дом, сквозь прутья которого видны его
обитатели?
|
4
|
Голубь
|
5.
|
А кто при
строительстве своего жилья использует бактерицидные травы, около 32 видов, в том
числе полынь?
|
5
|
Скворец
|
6.
|
У кого
самый тонкий слух, около 120 тысяч ГЦ?
|
8
|
Злато-глазка
|
7.
|
Самое
живучее животное, уцелеет даже после ядерного взрыва?
|
3
|
Крыса
|
8.
|
Поддается
дрессировке и применяется человеком на охоте птиц.
|
6
|
Сокол (коршун)
|
9.
|
Самые доброжелательные
из хищников к особям своего вида.
|
2
|
Лиса
|
II тур. Викторина без картинок.
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
1.
|
Зачем кошка умывается?
|
Уничтожает
свой запах после еды, перед следующей охотой.
|
2.
|
Зачем слону
большие уши?
|
Охлаждение,
в качестве веера.
|
3.
|
Кто сытнее
живет их коров, хвостатая или бесхвостая?
|
Хвостатой
корове, хвост, отгоняя насекомых, позволяет спокойно кормиться на месте.
|
4.
|
Как по
внешнему виду определить большую собаку?
|
Свалявшаяся
грязная шерсть, опущенная голова, хвост волочится по земле, грустные, мутные,
слезящиеся глаза, равнодушие к еде и ласке, выпадающая клочками шерсть,
проплешины…
|
5.
|
Как решают
животные, кто из них старший по рангу?
|
Меряются
сначала размерами. Потом силами, если никто не хочет уступать.
|
6.
|
Какую роль
играют запахи в жизни животных?
|
Помогают
находить пищу, предостерегают об опасности, предупреждают о приближении
врагов, чужаков или приглашают к
спариванию.
|
7.
|
Зачем птице
гнездо?
|
Для
выведения птенцов; главное назначение гнезда – охранение тепла.
|
8.
|
Зачем кошке
хвост?
|
Руль при
прыжках, распушенный хвост –средство устрашения врага, при общении…
|
9.
|
Какие уши у
нутрии?
|
Несколько
мышц, которые, сокращаясь, закрывают проход воды в ухо.
|
10.
|
С помощью
чего слышит рыба?
|
Плавательный
пузырь, нервные окончания на боковых линиях, внутреннее ухо.
|
11.
|
Какое ухо у
медузы?
|
Несколько
камешков, которые при колебании воды «брякают» и предупреждают хозяйку о
чьем-то приближении.
|
12.
|
Зачем хвост
лисе?
|
Зимой
укрывает от холода и помогает обмануть, например, охотничьих собак.
|
13.
|
Почему
собаку, как и многих других животных, называют «эликсиром здоровья»?
|
За
положительное воздействие на человека увеличение продолжительности жизни
человека снятие болей, стрессов, давления, излечивание.
|
14.
|
Какую
пользу человек и животные оказывают таким растениям как репей, повилика,
череда…
|
Цепляясь за
шерсть животных, одежду человека растения расселяются: семена разносятся,
рассеиваются.
|
15.
|
Зачем
животные метят свою территорию?
|
Чтобы
другие, особенно этого же вида, ее не занимали из-за ограниченности пищи.
|
III тур. «Что дает человеку растительный
мир?»
№ п/п
|
Вопрос
|
№ карточки
|
Картинка
|
1.
|
Бывает и
съедобным, и ядовитым, и лекарственным.
|
8
|
Гриб
|
2.
|
В каком
виде наша одежда в поле растет?
|
1
|
Лен
|
3.
|
Родоначальник
хлеба.
|
5
|
Пшеница
|
4.
|
Основной
корм первого помощника человека в поле.
|
3
|
Овес
|
5.
|
Лекарственный
чай.
|
6
|
Шиповник
|
6.
|
Садовое и
лесное лакомство.
|
4
|
Земляника
|
7.
|
Лекарство
от простуды.
|
7
|
Чеснок
|
8.
|
«Второй
хлеб».
|
2
|
Картофель
|
9.
|
Его родственница
для некоторых народов служит заменителем мяса по количеству белка.
|
9
|
Горох (соя)
|
Что лишнее
в каждом ряду?
1 ряд –
картофель-овощ;
2 ряд –
пшеница - злаковая, ягод на ней нет;
3 ряд – гриб
– особый вид, его даже к растениям не относят некоторые ученые, тем более к
тому же он не растет на огороде.
Кто лишний
в первом туре?
Крыса –
грызун, вредитель.
Голубь –
практической пользы человеку не приносит, т.к. питается только зернами и
крошками хлеба, т.е. насекомых не ловит.
Паук – не
насекомое, особый вид – паукообразных.
Оценка уровня
знаний:
·
«Низкий» – менее
20 баллов
·
«Средний» – от 20
до 30 баллов
·
«Высокий» – от 30
до 39 баллов
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий