Страницы

понедельник, 18 декабря 2017 г.

"НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИМ НЕ ЧУЖДО" информация к занятию о животных, проверочные вопросы, дидактические игры

"НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИМ НЕ ЧУЖДО"
информация к занятию о животных по теме "ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ"
для детей младшего и среднего школьного возраста 

в условиях дополнительного образования
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, ЦЦЮТ "Радуга", объединение "Мир живой природы", 1998 год.

"НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИМ НЕ ЧУЖДО"
План:
1. "Человек и животный мир: совершенство или один из многих?"
2. Жизнь в коллективе,
3. У всех животных есть свой характер, определяемый человеком по своим человеческим меркам.
4. Семья, материнство, воспитание.
5. Тайные способности.
6. "Поглядим в глаза друг другу..."
7. "Наркомания захлестнула животный мир".
8.     Краткое изложение темы.
9.     Проверочные вопросы.
10.   Литература.

ЧАСТЬ 2я (в игровой форме)
1. д/и "Найди продолжение пословицы"
2. Викторина по сказкам.
3. д/и "Какой ты любитель природы" (реальные ситуации)
4. Игра "Репка".
5. Домашнее задание.
   


Многие люди считают, что наше человеческое восприятие - единствен но возможное. Занятые своими делами, всегда чем-то озабоченные, мы просто не замечаем иного мира, существующего на Земле рядом с нами, не ведаем, что у представителей этого мира есть на все своя собственная точка зрения, свои манеры поведения и общения друг с другом, да такие, что иной раз их и не отличишь от человеческих.

"Сказки" об уникальности человека начинаются с истории выделения человека из животного мира. Принято считать, что человекообразное существо /австралопитек/, взяв в руки камень и дубину, враз стало неким уникумом и единомоментно "выделилось" из животного мира.

Чем реально уникален человек? Вероятно, способностью создавать и ценить произведения искусства, строить большие города и жилища, вести техногенную деятельность и создавать сложные, с разветвленной 
организационной структурой общества.
Известно, что искусство впервые появляется вместе с человеком современного типа /кроманьонцем/ в виде наскальной красочной живописи примерно 30-40 тысяч лет тому назад. 

Строительство городов и достаточно совершенных жилищ начинается еще позже - примерно 10 тысячелетий тому назад вместе с появлением городов типа Чатал-Гуюка на Анатолийском полуострове и Иерихона в Палестине. 0 достаточно развитом обществе можно говорить, начиная с Ближневосточных цивилизаций - 3-4 тыс. до н.э. Серьезная же техногенная деятельность - детище 18,19 и нашего бурного 20 века.

Создав искусства, развитые общественные формации, сложную и совершенную технику, не утратил ли человек некие способности, которые стали восприниматься как "паранормальные", сверхъестественные. Но эволюция, видимо, способна продвигаться и по другому пути.

Способность домашних любимцев - кошек и собак - воспринимать некие невидимые человеческому взгляду структуры типа домовых, "барабашек" и разной "нечисти" широко известна, но по вполне понятным причинам не поддается проверке с помощью эксперимента. Между тем, существуют подтвержденные с помощью опыта данные о том, что в мире животных, а точнее - среди насекомых, встречаются представители, способные совершать ни много ни мало... телепортацию. Обладателями этой уникальной способности являются муравьи вида атта.

Они живут в американских тропиках и строят целые подземные города. Это единственная форма жизни на Земле, которая, как и человек, занимается сельским хозяйством и преуспевает в этом не меньше, если не больше человека. Атта живут в подземных городах, которые вмещают много миллион обитателей - эти города могут достигать 50 футов /свыше 15м/ в диаметре и 20 футов /свыше 6м/ глубины. Жизнь здесь необычайно сложная, а сами города обладают такими же развитыми службами и управлениями, как и наши мега полисы. 

Сельское хозяйство лежит в основе цивилизации атта. 0но заключается в выращивании определенных мелких грибков, которые высаживаются в рассадницах из листьев и обрезков лепестков. Листья и цветы муравьи собирают снаружи и приносят в города. Жизнь города, в первую очередь, воспроизводство населения, связана с этими с/х работами. Воспроизводством занята одна или, в лучшем случае, несколько огромных маток, каждая из которых в несколько тысяч раз больше самого крупного рабочего муравья. От маток непрерывным потоком идут яйца, а сами матки находятся на строжайшей диете, за которой следят муравьи-«сиделки -
это позволяет выводить один из нескольких типов взрослых муравьев в соответствии с заранее заданным, сознательно определенным и регулируемым планом, касающимся всего населения города. Т. е. в зависимости от диеты появляются муравьи определенного типа: рабочий, воин, нянька...

Для защиты матки рабочие муравьи сооружают бетонную камеру, настольк прочную, что разрушить ее можно только с помощью тяжелого лома. Камера полностью окружает матку, и только в самой нижней части сооружения есть ряд небольших отверстий для входа и выхода подносчиков пищи и ’’акушерок", следящих за яйцами, желоб для яиц, каналы для вывода экскрементов. Часто эти камеры достигают валичины кокосового ореха.

Вот здесь и начинается самое интересное.
Если добраться до камеры, в которой находится матка, осторожно срезать ее боковую часть, можно пометить большое насекомое струйкой’ краски из пульверизатора.
Пока камера остаётся ОТКРЫТОЙ ИЛИ прикрытой куском стекла, ничего не происходит. В таких случаях матка часто погибает, или рабочие муравьи переводят ее в другое место. Иногда она просто продолжает откладывать яйца, хоть и окрашенная. Однако, если закрыть камеру всего на несколько минут, матка исчезнет.

Дальнейшие раскопки и поиски в том же самом городке-муравейнике, длившиеся иногда несколько часов, ошарашивали всех участников: в нескольких десятках метров от места исчезновения матки оказывалась еще одна сверхпрочная камера, в которой находилась та же самая матка со всеми "опознавательными знаками" - она великолепно себя чувствовала, принимала пищу и откладывала яйца! Это наблюдали раз за разом. Причем муравьи атта начисто лишены зрения. Наделяя одними способностями, природа часто отнимает другие.

В мире животных встречается немало животных с уникальными качествами. Пожалуй, человек с помощью своего интеллекта превзошел все остальные существа в приспособляемости к различным природным условиям. Более того, человек научился с помощью своего труда изменять природный ландшафт /осушение болот, мелиоративные работы и т.п./. Но даже это не делает человека "вне” - или "над природным" существом. Зависимость от природных катаклизмов у людей столь же, если не более, велика, чем у других обитателей нашей планеты.

В настоящее время человечество стоит на пороге следующего этапа развития цивилизации, реальной основой для которого остается развитие науки и техники. Однако, встает вопрос о том, до каких пределов можно с ее помощью осваивать, "покорять" природу, чтобы избегать непоправимых ошибок.

Не менее удивительная жизнь и наших обычных лесных муравьев: "многоэтажные" жилища-муравейники, разделение и организация труда /муравьи-воины, сторожа, -няньки, -рабочие, -кладовые, -уборщики , -пастухи, -кормильцы.../.

Даже в школьные пособиях по биологии вошли рассказы о том, как эти любопытные насекомые создают свои стада из тлей. Когда тли вырастают, муравьи начинают их пасти, для того чтобы те обильнее "доились", выделяя свою сладкую падь. Да при этом муравьишки защищают своих сладких коровок от других любителей сладенького.

Для человека остается пока загадкой и тактика , обитающих в пустыне штата Аризона. Дело в том, что эти муравьи ужасные неумейки, они не способны строить муравейники и кормить свое потомство. Чтобы обеспечить свою семью рабочими руками, амазонки совершают разбойничьи набеги не менее трех раз в неделю на муравейники других видов муравьев и каким-то образом "уговаривают" тех работать на себя.
Есть и другие тайны из жизни амазонок. Каким-то образом молодой королеве амазонок удается поселиться в захваченном муравейнике в полной уверенности, что тысячи рабов будут круглосуточно обеспечивать её всем необходимым  и выкормят потомство.

Братья наши меньшие давно "осознали" пользу мирного сосуществования. По-научному в природа такое явление именуется СИМБИОЗОМ, что по-гречески означает совместную жизнь. Примерам такого содружества нет числа.

Издавна дружат семьями и пасутся вместе зебры и страусы. Секрет прост: зебры лучше слышат, а страус - видит. Вместе и спасаются от врагов. А с огромными бизонами неразлучны, так называемые, воловьи птицы, похожие на наших воробьев. Они, к  удовольствию копытных, склевывают с их глаз и носа мух, слепней и прочих кровососущих и досаждающих насекомых. А первыми узрев охотников, тут же поднимают тревогу. Правда, поступают так они совсем не бескорыстно, ведь бизон - это не только их стол, но и дом. К тому же с бесплатным отоплением. Птички проделывают в густой свалявшейся шерсти бизонов норки и живут там, надежно укрытые от дождя, морозов и снегопада.

Такая вольготная и сытая жизнь в передвижном доме, видимо, кружит им голову и настолько развращает , что даже забота о собственных птенцах им кажется излишним бременем, и они, подобно кукушкам, подбрасывают свои яйца в чужие гнезда.

Люди предпочитают думать о своем божественном происхождении. Но исследователи, анализируя повадки обезьян, неизбежно приходят к выводу - если мы и не являемся дальними родственниками мартышек, то своими манерами, на удивление, очень мало отличаемся от них. Вы, к примеpу, знаете, как самец обезьяны назначает свидание самке?

Встреча, как правило, происходит на поляне, где в центре стоит одинокое дерево пли камень, куда можно сигануть в случае опасности.. Самец приходит чуть раньше и начинает нервно расхаживать по кругу. Время от времени он производит мочеиспускание - метит территорию. Для той же цели служат пучки трав и веток, которые самец разбрасывает вокруг, предварительно натерев их о нижнюю часть спины, где расположены железы, выделяющие специальные пахучие вещества. Самка тем временем сидит в ближайших кустах - ждет, когда самец подготовит поляну для свидания.

Алгоритм поведения людей в этой ситуации очень похож, если, конечно, учесть отпечаток, которую наложила на нас цивилизованность. Судите сами: место встречи - па площадке под часами или у памятника. Мужчина приходит раньше, а женщина вроде бы опаздывает. Но просто чаще выжидает за углом, наблюдая, как ее возлюбленный, держа букет за спиной, ходит кругами. При этом он, сам не понимая почему, ужасно хочет в туалет. В этот момент в его организме /физиологи проверяли/ температура мочевого пузыря поднимается на несколько градусов. А секрет прост - инстинкт повелевает самцу пометить территорию...

Приведем еще несколько "обезьяньих наблюдений", сделанных учеными. Возможно, некоторые из них пригодятся всем в жизни.
Альфа-самец, т.е. вожак стада, так же хорошо узнаваем среди своих "подчинённых", как и президент крупной Фирмы. Его легко узнать, потому что он сам прикладывает немалые силы, чтобы быть заметным. Он держится прямо, чтобы казаться более высоким, говорит громким голосом и подолгу смотрит собеседнику в глаза, не моргая.

Любопытными выглядят аналоги между обезьяньими и человеческими коллективами в области методов управления. Дело в том, что у разных пород обезьян эти методы сильно разнятся.

Вожак горилла, которого называют "серебряной" спиной из-за того, что у него вдоль хребта проходит полоса седых волос / это как седые виски у директора Фирмы/, относится к членам своего стада, как к родным. Придя в ярость из-за бестолковости подопечных, он способен наорать. Но он не мстителен и, скорее, любит своих подчиненных, заботится о них.

Вожак макака - страшный деспот, которого панически боится стадо.
Он занимает свое место благодаря физической силе и охотно использует все служебные привилегии, не заботясь об отношении к этому подчиненных. Такого типа шефы находятся в больших концернах с пирамидальной структурой. Это люди со льдом в голосе, которые соблюдают жесткую дистанцию в отношении с подчиненными.

Вожак шимпанзе наиболее способен манипулировать массами, т.к. умеет проводить гибкую политику. Он легко входит в союз с десятками различных индивидуумов в строгом соответствии с их социальным статусом, менее заметный,  чем другие обезьяньи вожди, более любезный и общительный шимпанзе правит благодаря своими союзникам и сообщникам.

Какие же практические выводы можно сделать из всего этого?
Если вы хотите заслужить благосклонность начальства, никогда не смотрите пристально в глаза боссу. Тем более с улыбкой, долгий немигающий взгляд и оскаленные зубы означают в обезьяньем стаде вызов на бой.

Если вы, наоборот, хотите продемонстрировать силу и уверенность в себе во время переговоров, никогда не отводите глаза от собеседника и не сидите при этом, закинув ногу на ногу. У обезьян сдвинутые ноги означают боязнь соперника. Обезьяна-лидер всегда восседает широко раскинувшись, как бы демонстрируя свое "мужское достоинство" самкам и подчиненным ему самцам.

И еще, как известно, наши родичи-приматы проводят большую часть времени, ища блох и расчесывая друг друга, людские эквиваленты - это совместная выпивка, дружеское похлопывание по плечу, болтовня в курилке.

У всех животных, сообразно повадкам и образу жизни, есть свой характер, определяемый человеком по своим человеческим меркам. Волк постоянно голоден, рыщет, ищет добычу. Наблюдение верное, именной частое голодание заставляет волков ошалело убивать больше, чем могут они сожрать в один раз.

Интересны наблюдения характера воробьев. Живет этот "мальчишка в сером армячишке” испокон веков с нами рядом и сносно кормится. Но осторожен. Потому осторожен, что давно присмотрелся к нашим повадкам, знает, что не всегда прощают ему воровство. Повесьте кормушку возле окна. Кто первым на нее сядет? Ни в коем случае не воробей - синица, прилетевшая с холодами из леса, а потом уже, убедившись в безопасности, по-хозяйски будут держать себя воробьи. В морозный день синица способна брать зерна прямо с руки. Воробей это сделает очень редко. "Старого воробья на мякине не проведешь", - говорят об осторожном осмотрительном человеке.

А вороватость, смекалка, ум несомненный значатся за живущими рядом с нами сороками, воронами. В названии врановых подмечен вороватый характер - ворон, ворона/

Всем известно, что заяц труслив. Да, он действительно ищет спасения полагаясь на ноги, и ноги лучше всего его выручают. Сильные заячьи ноги - неплохое оружие. Упав навзничь, заяц может отбросить ястреба и нанести раны охотнику-человеку.

Еще характеры... Бобр домовит, сурок- соня, хорек злобен, муравей трудолюбив, муха назойлива, индюк важен. Это все не надо и объяснять.
Коза - дереза и задира. Кур, овец люди, не вполне справедливо, считают олицетворением глупости. Собака - слуга хозяину, кошка - дому. Петух - по нынешним представлениям - сексуальный маньяк, к тому же самоуверенный - "полагает"/по сказке/, что Солнце всходит от того, что он кукарекает. Петух, разумеется, "не полагает", это всё наши происки образов в мире животных для колоритного означения характеров человека.

А вот ещё одна ярко выраженная индивидуальность. Покорен до неприличия - позволяет взвалить на себя четыре огромные корзины, а между ними садится еще и тучный бабай. И ослик покорно топает ножками в направлении базара. Но бывает и заупрямится. По пустяку. И сделать с ним ничего не возможно. Не хочу, не подчинюсь! УПРЯМ, как осел, говорят об ином человеке.

Ух, лиса-а! - скажут о ком-нибудь, отмеченном хитростью.
Гусенок двух недель от роду стоит на земле твердо, вполне уверен в себе, и будет расти с высоко поднятой головой - обидчика ущипнет или, изображая змею, вытянет шею и зашипит; на дороге, по которой мчатся автомобили, в панику не ударится, спокойно прошествует, заставит шоферов притормозить. Характер. Каков гусь! - говорят об ином человеке.

Кое-кому характеристика выдается за внешность. Щегол/щёголь/ в самом деле на редкость ярко наряжен. У сороки-белобоки так ярки перья, что белую рубашку зовут сорочкой. "Свиристелкой" раньше в деревнях называли красивую, но холодно-бездушную девку. Меланхолично красивые свиристели дают к тому повод....

У каждого вида животных есть какие-нибудь заметные особенности в характере. Но и внутри вида - в компании воробьев, овец, волков, бобров, лисиц, опоссумов, глухарей, белок, слонов, индюков так же, как у людей, есть и характеры индивидуальные. Среди животных есть повышенно любознательные и крайне осторожные. Есть спокойные и агрессивные. Есть трудяги и есть лентяи.  Есть лопоухие простаки и встречаются гении. У разных животных это проявляется по-разному. Особенно у тех, кто проходит "притирку" к среде обитания, к соседству, например с человеком. В этом залог выживания вида.

Да и человек недалеко ушел от животных в своем развитии /вспомним обезьян/.
Человек, который скрывается от опасности, испытывает те же физиологические реакции, как и заяц, убегающий от преследователя. Кровь быстрее поступает к мышцам. Сердце бьется сильнее, расширяются зрачки, чтобы лучше видеть то, что творится вокруг. Прекращаются функции, такие, например, как пищеварение, затем, чтобы не тратить лишнюю энергию. Человек даже сохранил в своей генной памяти те реакции, которые мало чем могут помочь в борьбе с агрессором в 20 веке: он потеет так же, как потел когда-то его предок, чтобы его было труднее ухватить и удержать! 

Мы порой говорим, что у нас от страха волосы встали дыбом. Когда-то прачеловек и впрямь мог устрашить своим видом, в такие минуты дыбом стоящие волосы спасали его от врагов - размер тела становился больше. В целом ученые насчитывают 1400 реакций человека на окружающий мир, объединенных названием "общий синдром адаптации".

В последние годы все больше примеров того, что природные силы сильнее человека, разумнее его, а он, увы, мало чем отличается от животного!
Животное, чтобы испугать противника, демонстрирует свои клыки.
У человека давно нет клыков. Но в ярости и гневе его мимика остается прежней.

У всех млекопитающих потомство вскармливает и воспитывает мать. Долгое время и у людей все было так же /пока не появились бутылочки и искусственное молочко/.
Птицы и животные к своим детенышам относятся гораздо бережнее порой, чем люди. Исключение составляют разве что кукушки. Не очень-то беспокоятся о своих цыплятах куры. 

А вот гуси могут за невинную игру с гусятами глаза выклевать. Такой случай произошел с "неопытным" городским парнем, которому захотелось погладить пушистый комочек. Сначала гусиные родители грозно зашипели. А когда парень наклонился и приготовился взять гусенка рукой, неожиданно получил мощный удар клювом в лоб. Удар был настолько сильным,  что парень отлетел на несколько метров, а на месте удара образовалась огромная шишка. Как гусь / а это он вступился за своего отпрыска/ не пробил парню голову или не попал в глаз, можно лишь догадываться. Опытный сельский врач, осматривая жертву гусиной атаки, сказал, что городскому гостю очень сильно повезло. Гусь оказался сердобольный - он просто не стал целиться в глаз, а нанес, хотя и мощный, но предупреждающий удар. "А ведь мог бы свободно выбить глаз, просто гуси в отличие от некоторых людей - птицы разумные", - резюмировал сельский Айболит.

Из письма Татьяны Борисовны Бузовкиной из Одессы в "Окно" "Комсомольской правды": "Наша собака принесла двенадцать щенков. Три из них были мертвыми. Но одного Ширли у нас на глазах оживила. Сняв пленку и откусив пуповину, она стала шумно вдувать в его ротик воздух, а затем шлепала щенка лапой и переворачивала мордой до тех пор, пока он не запищал. Сейчас малышу больше месяца, он хорошо ест и быстро растет. А мы с восхищением глядим на Ширли - настоящая акушерка. И какая сила материнского чувства!"

Да, материнство - величайшее чувство в живой природе. Посмотрите, как бережно несет медведица свое чадо, как нежно кормит малютку горилла, ласкает малыша-жирафенка жирафа-мама... Инстинкт материнства заставляет самку пингвина подхватить и "присвоить" чужое яйцо, заставляет собаку кормить подложенных ей котят, а кошка-мать, страдающая от потери потомства способна выкормить даже крысят. А мышь-малютка /в ходе эксперимента/ перетащила к себе в норку 158 мышат разных видов, причем последнего она несла также торопливо и бережно, как первого. А ведь всех надо облизать, обогреть, накормить. Огромного подкидыша-кукушонка, выбиваясь из сил, кормят маленькие птицы. В жаркий летний день мамаша-аист приносит птенцам не только еде, но и воду, зонтом распускает над ними крылья.

Самки чудовищ крокодилов яйца кладут в песок и бдительно их охраняют от варанов и других хищников. И наступает час - крокодильчики в яйцах начинают подавать голоса. Родители разрывают песок и бережно в зубах переносят новорождённых в реку. Но вот на глаза крокодилу попадается черепашка. Она вывелась тоже в песке. Взрослых черепах крокодилы сжирают. Но тут происходит чудо: хищник аккуратно подхватывает черепашку и тоже от носит в реку. Поведенческий стереотип заботы о малышах.

Ещё пример. Собаку таксу понуждают лезть в нору к лисице. Лезет, но почему-то, виновато повизгивая, ни с чем вылезает. Хозяин требует результата. Собака опять скрывается и вылезает с лисенком, которого бережно держит в зубах. А в глазах у таксы смущение: "Ну зачем же меня посылаете за детишками?"

Из письма читательницы "Комсомольской правды": "Собака и кошка жили у нас в постоянной вражде. Кошке доставляло огромное удовольствие пройтись около самого носа собаки. Бобик исходил злобой, но ничего не мог поделать - кошка хорошо знала длину поводка, на котором держали пса. Но вот однажды в обед видим в окошко: наш Бобик сидит под дождем возле будки мокрый, несчастный. Почему? Пошли посмотреть. И увидели в будке... кошку котятами. Пес уступил будку под родильное место непримиримому своему врагу".

Рискуя собственной жизнью, матери защищают потомство. Многим приходилось видеть "подбитых" птиц; уводящих постороннего от гнезда или выпавшего из гнезда птенца. Велика ли сила у воробья? Но она удесятеряется, когда мать с решительностью львицы защищает своего желторотого отпрыска. И, случается, заставляет оторопеть на мгновение даже кошку, а тем временем несмышленый еще воробушек вспорхнул на ветку.

Человек и многие из животных на заре жизни оберегаются материнством. Вырастая, животные не обязаны платить за это, их дело - передать эстафету великого чувства дальше. У людей же материнство вознаграждается благодарностью - ответным сыновним-дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого-то заглохло, или не действует закон материнства, мы это называем уродством.

Животные воспитывают детенышей в игре. Они учат потомство приемам выживания - как убежать от преследователей, как добыть пищу. Для детей человека игра становится подготовкой к жизни в обществе и усвоению правил социального общежития.

Животные доказывают, что не только человеку доступна рациональная мысль. Не только человек может радоваться и грустить, и животные не только играют для того , чтобы узнавать окружающий мир и правила общежития. Убеждает в этом нежность, светящаяся в глазах мамы-обезьяны, когда она помогает раскачиваться на лиане своему детенышу.

В Великобритании одну ворону застали за попыткой соскользнуть с горки на ледышке, как на санках. Очевидно, ей это доставляло удовольствие, потому что она проделывала это снова и снова. В Танзании маленький слоненок веселился оттого, что прятался в траве, а потом внезапно появлялся и пугал забредшую зебру. Морские ящерицы игуаны часто становятся жертвой шутливого настроения ушастых тюленей. Как только те замечали, что ящерица пытает ся выбраться на берег, они тянули ее за хвост обратно в море, потом отпускали и снова тянули за хвост. /Много других примеров в статье Марины Беляевой "Во что играют звери" из газеты "Чудеса и приключения" и "Семья"/ № 13, 97/.

Например, высокоорганизованная психика собак позволяет им с успехом научиться тому, что не было заложено в них природой. Приходится только удивляться, как дворовые собаки на редкость дисциплинированно ведут себя на самых оживленных магистралях. Собака совершенно целенаправленно пользуется переходом.

А вот еще случай, о которой рассказала М.Н.Сотская. Однажды через шумную московскую магистраль переходило семейство собак - две взрослые и три щенка. Сначала вся группа стояла на обочине дороги, старшие внимательно следили за транспортом. Когда машин осталось мало, взрослые собаки начали движение, а щенки точно копировали их поведение. На середине один из щенков неожиданно заметался, отстал от группы и оказался в опасности.

К счастью, все обошлось благополучно. Испуганный щенок догнал остальных, буквально вынырнув из-под колес автомобиля. Перешедшие через улицу собаки внимательно наблюдали за происходящим, щенки, не двигаясь, сидели рядом. Когда отставший щенок приблизился к группе, взрослые набросились на него, сбили с ног и долго рычали, стоя над ним. Интересно, что они высказали своему несмышленышу?

Довольно часто ученым и служителям зоопарков приходилось видеть, как матери /обезьяны, медведи, львы.../ шлепают своих малышей и ругают за непослушание. 

Присуще не только человеку и чувство альтруизма, взаимовыручка.
Животные, как  и мы, оказывают друг другу всяческие услуги. Самки камчатских крабов помогают самкам освободиться от старого панциря при линьке. Раненые киты зовут на помощь, и к ним спешат плавающие поблизости гиганты. Дельфины подталкивают своего раненого товарища к поверхности воды, чтобы тот смог вдохнуть воздуха. В Индии и Африке птицы-носороги замуровывают своих подруг в дупле на все время насиживания - оберегают от змеи. Если глава семьи погибает, в кончик торчащего из крепости клюва еду будут вкладывать соседи. Известны вороны, подкармливавшие больных подруг, и слепой пеликан, мирно закончивший свои дни на иждивении колонии.

Бывают и проявления высшего рыцарства, вплоть до самопожертвования для процветания ближних. Примеров такого рода довольно много. Например, самка одного вида пауков сразу после оплодотворения съедает самца - нужны силы для новой жизни.

...В марте в Австралии стоит лето. Немилосердно палит солнце, и с пропитанием туго. Чтобы представительницы прекрасного пола сумчатых мышевидок могли наесться, самцы заблаговременно все до единого расстаются с жизнью. Подумать только, несколько месяцев на земле живут только оплодотворенные самки этого вида! На следующий год детеныши мужского пола, повзрослев, тоже поведут себя так же самоотверженно: после периода размножения постареют всего за несколько недель и погибнут... Так что настоящей семьи у мышевидок нет - вдовы да детишки. И все из-за голода.
/Другие примеры общежития в статье "Мы с тобой одной крови!" в журнале "Юный натуралист" № 9, 92/.

Самый простой коллектив - семья. Eю обзаводятся не только люди.
И в семейной жизни животные порой проявляют недюжинное хладнокровие. Однажды в украинском селе Стожки в гнездо аистов положили гусиное яйцо. Оно примерно такое же, как аистиное. Когда же вылупился неуклюжий зелено-желтый гусенок, папа-аист заподозрил неладное и принялся его рассматривать. Так ничего и не поняв, раздираемый сомнениями, папаша улетел. А через полчаса на крышу, где находилось гнездо, опустилось сразу четырнадцать аистов. Видимо, взволнованный отец каким-то образом собрал ближайших соседей.

14 аистов осмотрели малыша, а потом запрокинули головы и негодующе застучали клювами. Должно быть, они, посоветовавшись, выносили приговор. Исчерпав единственный вопрос в повестке дня, соседи все вместе покинули крышу. Хозяин гнезда, подхватив клювом гусенка, взвился к облакам. Вернулся он один.

Является наследственным поведение женщины и мужчины в поисках партнера? Может быть, измена заложена в наших генах? В 1972 году биолог Роберт Трайверс написал работу, в которой было обстоятельно доказано, что самцы, заинтересованные в максимальном распространении своих генов, осуществляют количественный подход, т.е. стремятся иметь как можно больше партнерш. Самки же, заинтересованные в воспитании и вскармливании, предпринимают стратегию качества, т.е. ищут самого лучшего партнера.

У одного из видов озерных лягушек самцы весной просыпаются первыми и в ожидании подруг устраивают вдоль дорожек настоящие засады: как только самочки появляются, самцы пытаются оседлать понравившуюся и проехать на ней до воды, где и происходит спаривание. Но если самец не слишком тяжел, и самка сама не может сбросить такого "хилого" отца будущего потомства, она бросается в самую гущу самцов, чтобы наиболее сильный в борьбе занял место на спине.

Очень "корыстны", например, самки иволги. Они никогда не подпустят к себе самца, пока тот их не накормит. Чем больше еды принесет самец, тем дольше "супруги" проживут вместе, тем больше яиц снесет самочка. Одним словом копия человеческого брака по расчету.

Много примеров, когда для "заигрывания" используются и красивые камушки, стеклышки разноцветные, красочные обертки от конфет...
И многие животные прекрасно разбираются в родственных связях друг друга. Например, поссорившиеся мартышки в течение какого-то времени будут агрессивно настроены и к родичам противника, причем они, по-видимому, могут распознавать тех, кто особенно близок к обидчику, и их прямо-таки третировать. Ну, разве не похоже на поведение некоторых представителей рода людского? /Ещё примеры в статье "Ничто человеческое им не чуждо" газета "Зов"/.

Не секрет, что свиньи нам довольно близкие родственники. Во всяком случае многие органы для пересадки в скором времени предполагается брать именно у них. Но вот знаменитый дрессировщик В.Дуров в свое время полагал, что свиньи еще и чрезвычайно умны.
Вот что обнаружили недавно экспериментаторы под руководством британского профессора Стенли Картера.
"Мы создали специальную видеоигру, в которую свинья может играть, упираясь в джойстик своим пятачком, - пояснил профессор. - В процессе она выполняет особые задания - их около 60, которые постепенно усложняются. Глядя на экран, животное реагирует на меняющуюся картину, по ходу дела соображая, какое именно принять решение..."

Таким образом, подопытные животные в экспериментах ученого зарабатывают награду не только в поте лица своего, но и проявляя иной раз недюжинные мыслительные способности. Причем, некоторые хрюшки, по свидетельству профессора, так входят во вкус, что начинают решать все более сложные задачи, так сказать, добровольно, по собственному желанию, а вовсе не за конфетку.
Т.0., пожалуй, впервые на практике доказано, что у животных есть воображение, абстрактное мышление и прочие зачатки разума.

Что мы знаем о крысах? Эти малосимпатичные существа живут в подвалах домов и на помойках, питаются отходами, ловко избегают крысоловок и первыми бегут с тонущего корабля. Но это еще не все. Оказывается, они еще и очень игривы, и любят посмеяться, особенно когда им щекочут пятки!
Такое сенсационное открытие было сделано американскими и бразильскими исследователями, которым удалось записать на магнитофон раскаты гомерического хохота, издаваемого крысами, при помощи сложного устройства, регистрирующего высокочастотные звуки, практически недоступные человеческому уху.

Биопсихолог из университета Боулинг Грин Стейт в США Джек Панксет первым обнаружил, что крысы хихикают, как девчонки, когда их щекочут в области ребер.

Но что еще удивительнее, бразильские ученые обнаружили, что эти жизнерадостные любительницы сыра буквально умирают от хохота, когда кто-то рассказывает в их присутствии анекдот. По словам биолога, доктора Дэвида Мурьетты, когда несколько месяцев назад он и его коллеги проводили опыты с крысами, они неожиданно заметили, что когда кто-то из сотрудников рассказывал анекдот, крысы смеялись вместе со всеми. Разумеется, трудно предположить, что крысы понимают юмор и смеются именно в нужный момент, но в ходе эксперимента сотрудники лаборатории не раз отмечали, что их питомцы смеются тогда, когда кто-нибудь скажет что-то смешное, поэтому не ИСКЛЮЧЕНО, что существует определенная форма психологического контакта между крысами и людьми.

Поэтому, когда в следующий раз вы будете ставить крысоловку, чтобы заловить непрошенную гостью, задумайтесь над тем, что вы можете уничтожить единственное существо, которое способно оценить ваши шутки.
Крысы, к тому же и разборчивые меломаны. В ходе экспериментов выяснилось, что они предпочитают музыку Моцарта и совершенно не выносят рок.

Американский нейрофизиолог Джон Каннингам Лилли считает, что ближайшие наши братья по разуму - дельфины, а уже потом идут слоны и обезьяны. 0 высоком умственном развитии дельфинов говорит их весьма сложная система сигнализации, напоминающая,.. архаичные языки эскимосов, ирокезов и некоторых других племен, обитающих в Северной Америке! В дельфиньих сигнальных рядах обнаружены математические закономерности, свойственные письменным текстам человека. Уже несколько десятков лет ученые пытаются научиться разговаривать с дельфинами. И, говорят, небезуспешно.

Однажды пожилая американка Флинн Рэйчелл гуляла на скалистом морском берегу. Налетевший внезапно порыв ветра толкнул женщину в спину, и она, не удержав равновесия, упала с обрыва и сломала ноги. Флин с трудом отползла от черты прибоя и поняла, что без посторонней помощи не сможет добраться до дому. И тут рядом с женщиной опустилась чайка. Флин Рейчел тяжело вздохнула: ведь именно эту чайку она уже несколько месяцев подкармливала хлебом, а та улетела. Хотя чем бы ей могло помочь это "глупое существо"? Как позднее выяснилось, "глупое существо" полетело прямо к дому Рейчел, уселось на подоконник и стало клювом и крыльями стучать в оконные рамы. Странное поведение птицы насторожило сестру Флинн - Джун Рэйчел, сообразив, что чайка куда-то ее зовет, женщина вышла из дома и отправилась вслед за птицей, которая и привела ее к месту трагедии.

Когда речь заходит о необычных способностях животных, чаще всего говорят о кошках. Оказывается, наши "мурки" и "барсики" иной раз проявляют себя, как настоящие телепаты. Одна кошка, чувствуя приближение своей хозяйки с работы, когда та еще находилась за углом, прыгала на подоконник. В ходе экспериментов, выяснилось, что если вдруг хозяйка меняла свой путь и уходила снова от дома, кошка теряла к окну интерес. И т.д.
/ статья в газете "НЛО" "Умная чайка и животные-телепаты" Е. Школьниковой/.

80% всей информации из окружающего мира человек получает с помощью  глаз. И только 20% ее приносят вместе - слух, обоняние, осязание, вкус.
В то же время глаза являются "зеркалом души" человека. По ним можно определить характер и состояние человека в данный момент, отчасти его намерения, его здоровье. Речь, мимика, поза много могут сказать верного, но могут и ввести в заблуждение. В глазах же неправду частенько можно прочесть - "лживые глаза". С другой стороны , "правдивый взгляд" может разрушить подозренья, сомненья. Взгляд бывает "бесстыжим". Это когда явная ложь, обман, моральный запрет видеть что-то не побуждают человека отвести глаза в сторону. Бывает взгляд "наглый" - что хочу, то и сделаю вопреки закону, правилам, запрету, приличию и не считаю нужным это скрывать. И т.д. и т.п.

А что у животных? То же самое, но более упрощенное. Прямой взгляд - глаза в глаза - это вызов. В жестоко-иерархических группах животных никто не посмеет без риска быть битым посмотреть в глаза вожаку. Поглядите в глава собаки. Домашний преданный пес примет ваш взгляд с покорностью, как знак расположенья, и будет демонстрировать свой преданный, заискивающий взгляд. Он может быть у собаки и виноватый, если она нарушила принятые нормы поведения. Для незнакомой собаки прямой взгляд в глаза - это враждебность. Твердым взглядом можно остановить нападение пса. Собака глухо зарычит и отведет глаза, замещая агрессию чем-нибудь прозаическим - начнет нюхать землю или примется чесать себя лапой.

Кошку ваш пристальный взгляд может смутить. В милой ее головке хранится память о прегрешениях, и пристальный взгляд она расценит как вашу осведомленность о содеянном - "знает кошка, чье мясо съела",
У некоторых животных отношения выясняются единоборством взглядов - кто кого пересмотрит - это наблюдается и у людей.

Встреча взглядом с кем-то, представляющим потенциальную опасность, означает для животного: обнаружен! К затаившемуся зайцу можно подойти близко, если двигаться не прямиком, а делая все сужающиеся круги, смотреть в сторону. Но как только заяц встретил ваш взгляд - он немедленно вскочит.

"Большие глаза" у животных - свидетельство страха. Глаза раскрываются рефлекторно - лучше видеть опасность. Большие глаза другого существа внушают опасение, особенно тем, кто ведет ночной образ жизни и знает: глаза совы - это опасность явная и большая.

Защищаясь или нападая, животные понимают: повредив врагу глаза, они получают важное преимущество. Ворон еще шевелящейся жертве непременно выклюет глаза. Цапли и журавли хорошо понимают: если не удалось взлететь, средство защиты должно быть направлено противнику в глаз. Африканская плюющаяся кобра струйкой яда метит жертве в глаза. Иногда этой жертвой бывает и человек.
Ложные глаза у бабочек на крыльях, у морских рыб вблизи хвоста, у ящериц... спасают от преследователей.

Глаза животных могут выдавать их чувства - "горящие глаза" хищника, "затравленный взгляд" бездомной собаки, "потухшие глаза" уставшего бороться за жизнь существа. Но только человек, управляя своими ЧУВСТвами, может смягчить взгляд, улыбнуться глазами, дружески подмигнуть. /"Поглядим в глаза друг другу" В.Песков, "Комсомольская правда" №,96/

Роднит человека и животного и одна пагубная страсть - наркотики.
Во все времена и во всех природных зонах звери с удовольствием сжирали и сжирают опьяняющие ягоды, вызывающие галлюцинации грибы, эйфоризирующие листья и семена.

По мнению известного американского психофармаколога Рональда Зигеля, "потребность животных в одурманивающих веществах - скорее правило, чем исключение". В течении 20 лет своей исследовательской работы он собрал неопровержимые доказательства, свидетельствующие о широком распространении наркомании среди братьев наших меньших.

Более того, в истории отмечено много случаев, когда именно животные вовлекали в масштабную наркоманию людей. Например, сейчас многие из нас не мыслят своего существования без кофе. Но с незапамятных времен кофейные зерна едят козлы в Абиссинии /Эфиопия/. Абиссинские пастухи с удивлением замечали, что козы нередко начинают без видимого повода блеять, прыгать, выкидывать всякие номера и вообще неадекватно радостно реагировать на суровую абиссинскую действительность. Следы этого безобразия привели к кофейному дереву.

Вот другой пример. В свое время пагубную привычку жевать листья кустарника коки перуанские индейцы переняли от лам - животных, которые никогда не упустят случая жевнуть "бодрящих" листочков. В итоге имеем "кокаин".

Во время "сухого закона" в США сыщиков ФБР безошибочно выводили на подпольные винокурни шатавшиеся поблизости от них в пьяном виде потерявшие животный облик представители крупного рогатого скота, обожавшие лакомиться алкогольсодержащими отходами спиртового производства.

Пристрастившиеся к алкоголю обезьяны перестают уважать всякую иерархию в стаде, демонстрируют антисоциальное поведение, замыкаются в своих пьяных переживаниях, а детенышей, как правило, бросают на произвол судьбы.

Любопытно, что у зверей, как и у нас, употребление наркотических субстанций часто зависит от "настроения". В этом плане показателен случай с одним мангустом, бывшим наркоманом, который после длительного периода абстиненции потерял свою любимую партнершу-мангусту и снова принялся за старое - стал смягчать боль утраты с помощью одурманивающих семян вьюнка пурпурового.

Во время войны во Вьетнаме много раз наблюдали водяных буйволов, под самой жестокой бомбежкой бродивших по полям в радостно-безразличном состоянии. Попадая в зону боев, буйволы первым делом стремились найти и съесть головки опиумного мака.

К счастью, в природных условиях животные относительно редко становятся закоренелыми наркоманами. Тому препятствует одно обстоятельство: доступность наркотических веществ сильно ограничена определенными сезонными циклами развития растений. /Дополнение в статье "Наркомания захлестнула животный мир" "Аиф"Здоровье"/.

Конечно же, все аналогии и параллели между человеком и животным весьма условны. Дело не в том, сходны мы или различны, главное, что и люди и звери - живые обитатели одной планеты, иногда влюбленно, а порой настороженно смотрящие друг на друга, но всегда по-своему - на окружающий мир. И негоже человеку считать себя единственным достойным внимания творением природы. Это поистине недостойное и непозволительное высокомерие.

(Дополнение, из краткого выступления)
В зоопарке вы, несомненно, замечали, что самая многочисленная публика всегда толпится у клетки с обезьянами. Посетители с любопытством и явным удовольствием наблюдают, как приматы кормят детенышей, они ссорятся, ласкают друг друга, совсем как люди.

А может, это мы ведем себя подобно обезьянам, подчиняясь прошедшим через века инстинктам, унаследованным от наших четвероногих предков? Получается, что не так уж и далеко мы ушли от них в своём развитии, если на протяжении такого огромного количества лет инстинкты определяют наше поведение. Человек, который скрывается от опасности, испытывает те же физиологические реакции, как и заяц, убегающий от преследователя.
Кровь быстрее подступает к мышцам. Сердце бьется сильнее, расширяются зрачки, чтобы лучше видеть то, что творится вокруг.
Прекращаются функции, такие, например, как пищеварение, с тем, чтобы не тратить лишнюю энергию.

Человек даже сохранил в своей генной памяти те реакции, которые мало чем могут помочь в борьбе с агрессором в двадцатом веке: он потеет так же, как потел когда-то его предок, чтобы его было труднее ухватить и удержать.
Мы порой говорим, что у нас волосы встают дыбом. Когда-то прачеловек и впрямь мог устрашить своим видом, в такие минуты дыбом стоящие волосы спасали его от врагов.
- В целом ученые насчитывают 1400 реакций человека на окружающий мир, объединенных названием «общий синдром адаптации».

В последние годы все больше примеров того, что природные силы сильнее человека, разумнее его, а он, увы, мало чем отличается от животного!
Животное, чтобы испугать противника, демонстрирует свои клыки. У человека давно нет клыков. Но в ярости и гневе его мимика остается прежней.

У всех млекопитающих потомство вскармливает и воспитывает мать. Долгое время и у людей все было так же. Но с появлением бутылочки и искусственного вскармливания мать все чаще отказывается от этой данной природой только ей одной функции!

Животные воспитывают детенышей в игре. Они учат потомство приемам выживания - как убежать от преследователей. Как добыть пищу. Для детей человека игра становится подготовкой к жизни в обществе и усвоению правил социального общежития.

Так, значит, на наши инстинкты, сохранившиеся с давних пор, накладывается культурный, научный опыт человека. Только он позволяет нам жить среди подобных себе.

Чувство альтруизма, как выяснилось, присуще не только человеку. Это качество характерно и для животных. Но это не значит, что это врожденное качество, даже если порой мы рискуем жизнью во имя других. Чаще всего такой благородный шаг определяется ситуацией. Американские психологи подсчитали, что, если в ситуации опасности присутствует только один свидетель, в 75% случаев он предложит помощь, если присутствует несколько человек, эта цифра падает до 53.
Если же стоит толпа - личная ответственность снимается, потому что кажется, что всегда найдется кто-нибудь другой, кто придет на помощь.

Является ли наследственным поведение женщины и мужчины в поисках партнера? Может быть измена заложена в наших генах? В 1972 году биолог Роберт Трайверс написал работу, в которой было обстоятельно доказано, что самцы, заинтересованные в максимальном распространении своих генов, осуществляют количественный подход. То есть стремятся иметь как можно больше партнерш. Самки же, заинтересованные в воспитании и вскармливании, предпринимают стратегию качества, то есть ищут самого лучшего партнера.

Наша жизнь в конце XX века удлиняется. И неудивительно, что многие пытаются ее начать несколько раз сначала, вступая в один брак за другим. Все зависит, в конце концов, от самого человека. Было бы  слишком просто возложить ответственность за наше поведение на одни только инстинкты.
(Из статьи «Наш предок потел не зря» в газете «Семья»).

ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Приведите примеры сотрудничества и взаимопомощи разных видов животных – симбиоза. (зебры и страусы пасутся вместе и предупреждают друг друга об опасности, вернее, понимают сигнал об опасности по поведению других животных: зебры лучше слышат, страусы — видят; так же дружат зебры и жирафы; неразлучны бизоны и воловьи птицы, птицы делают гнёзда в  «отапливаемых» норках в шерсти животных, а взамен  избавляют бизона от кровососущих насекомых).
2. В чем сходство ухаживаний мартышек и людей? ( Самец приходит на свидание раньше к одинокому дереву и нервно ходит вокруг него, часто метит территорию, самка сидит в кустах и наблюдает, а человек ……)
3. Сравнение разного типа поведения людей и животных. («Старого воробья на мякине не проведешь», бобёр - домовит, сурок - соня, хорек - злобен, муравей - трудолюбив, муха - назойлива, индюк важен, коза – дереза; ослик упрям, гусь - отважен и самоуверен, лиса – хитра, волк - злобен....)
4. Примеры истинного материнства. ( Собака может выкормить котят, мышь «усыновить» больше 100 детенышей, маленькие птички выкармливают огромного кукушонка, крокодилица во время переноса крокодильчиков к воде способна помочь добраться и черепашонку....)
5. Взаимовыручка у животных. Примеры. (Дельфины подталкивают погибающего к поверхности воды, в том числе животных других видов и человека; птицы-носороги выручают - кормят вдову, замурованную в дупле во время насиживания яиц; самка паука-каракурта съедает самца сразу после оплодотворения для более быстрого получения питательных веществ, необходимых для развития будущего потомства;  самцы мышевидок все погибают после спаривания для того, чтобы самкам и малышам досталось больше корма …)
6. Как, например, самки лягушек выбирают самца? (Самец вскакивает самке на спину, и она должна «довезти» его до водоема, если он недостаточно тяжел, что, вероятно подразумевает и недостаточно силен, а, значит, и может дать будущему потомству «слабые гены» для выживания. Самка скидывает «никудышного кавалера» или позволяет сделать это другим, более сильным самцам.)
7. Как нужно действовать при встрече с не очень дружелюбным псом?  (Не надо смотреть прямо в глаза, чтобы не вызвать на поединок».
8. При нападении разных птиц (ворон, цапель, журавлей, гусей) что нужно беречь в первую очередь? Куда они целятся? (В глаза)
9. «Вредная привычка», позаимствованная человеком у ЖИВОТНЫХ. (Наркотики)
10. Назовите несколько сказок, в которых наиболее отражены черты характера человеческие, но в образе зверей. («Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Колобок»,  «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Два медвежонка», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Мешок яблок»...)
11. В чем отражается мудрость человека при наблюдении за  природой? (В пословицах, поговорках, загадках, сказках...) 
12. Что, почти невероятного, обнаружили ученые в конце XX века? (Крысы не только умны, сообразительны, но и любят похохотать над нашими анекдотами, и слушать классическую музыку....)
13. Что такое Альтруизм? (Отказ ради другого существа от своих вкусов, личного благополучия....)
14. Что общего у животных и человека в физиологических ощущениях при возникновении опасности? (Сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, прекращается пищеварение, выступает пот, волосы встают дыбом, оскал зубов, самоотверженная защита потомства, выбор лучшего партнера, взаимовыручка)
15. Основной прием воспитания потомства у животных и  людей? (Воспитание и обучение в игре, на своем примере,…) 
16. При усыновлении детенышей другими видами  животных, что будет преобладать: врожденные инстинкты, доставшиеся от родителей, или навыки, полученные в результате воспитания новыми родителями? (Останутся от настоящих родителей лишь безусловные рефлексы: сосание, глотание, необходимость движения; стиль поведения, выбор пищи, выбор партнера, манера общения и др. — результат воспитания и обучения приемными родителями).
17. Что общего в поведении опьяненного муравья и человека? (И те, и другие теряют всякий интерес к работе на благо родного коллектива).
18. Чем может грозить опьянение, например, ягуару? (Ягуар, пожевав галлюциногенную лиану, начинал ловить существующую только в его воображении добычу,  если «доза» окажется великоватой - ягуару может грозить голодная смерть).

Литература:
1. Газета "Новый водолей" № 40,97.
2. - " - "Комсомольская правда" 96-98гг.
3. - " - "Чудеса и приключения" 97-98гг.
4. - " - "На грани невозможного" 2,97
5. - " - "Мир новостей" № 47,97
6. - " - "НЛО" № 13,97 и др.
7. - " - "Тайная власть" № 12,98
8. - " - "АиФ", 97г.
9. - " - "Зов"
10. Журнал "Наука и жизнь", "Юный натуралист,№ 9,92, № 1(?)

ЧАСТЬ 2—я.
"НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИМ НЕ ЧУЖДО"
Что называют человеческой мудростью? В первую очередь, наблюдательность за природой, за поведением животных и сравнение с человеком.
Эта наблюдательность отражается в пословицах, поговорках, загадках, народных сказках, песнях, былинах...
Попробуйте найти продолжение пословицы:
1.  Глупа та птица,                  1. и рак рыба.
2. Старого воробья          2. которой гнезде свое не мило
3. На безрыбье                  3. на мякине не проведешь.
1. Рано пташечка запела,  1.  мышкины слёзки
2. Каждая курица                  2.  кабы  кошечка не съела.
3. Отольются кошке          3.  свой насест хвалит.

1. Слово не воробей -                   1. по осени считают.
2. За двумя зайцами погонишься -   2. вылетит - не поймаешь.
3.     Цыплят                                       3. ни одного   не поймаешь.                                  

1. Хорошо птичке в золотой клетке,    1. не каркнет мимо,
2. Одна пчела                               2. а лучше того,- на зеленой ветке.
3. Старый ворон                               3. не много меду натаскает.

1, Молодость - пташкой,                1. а поздняя глаза продирает.
2, У старого козла                                2. старость - черепашкой.
3, Ранняя птичка носик прочищает, з, крепки рога.

1, И журавль                               1. не полетит и под старость.
2, Всякая птица                               2. тепла ищет.
3, Смолоду ворона по поднебесью       з. своим носом сыта.
не летала,

1. Пчела далеко                              1. весны не делает.
2. На то и щука в море,                  2. за каплей летит.
3. Одна ласточка                                  3. чтоб карась не дремал.

1. Два медведя                                 1. другим - коршуна.
2. У кошки котята                                 2. в одной берлоге не живут.
3. Добрая наседка одним глазом         3 те же ребята.
зерно видит,

1. Та не овца, которая                 1. в зубы не смотрят.
2. Около хлеба                         2. с волком гулять пошла.
3. Даровому коню                                 3. и мыши водятся.

1, Где конь,                                        1. а боров - всему городу.
2, Птице - крылья,                        2. там и седло.
3, Свинья скажет борову,                з. человеку - разум.

1, Сорока на хвосте                             1. старая льстица.
2, Собака лает -                                2. весть принесла,
3, Лисица -                                        3.      ветер носит.

1. Щенок лает -                        1, да говорить не умеет.
2. Птицу кормом,                        2. от больших слышит,
3. Долог у коровы язык,            3, а человека лестью обманывают.

1. Красна птица перьем,                    1, овцы бы целы.
2. Яйца курицу                               2. а человек - ученьем.
3. Волки бы сыты,                               з.    не учат.

1. Не учи рыбу
2. За комаром
3. Вырос наш жук
1. Наряд соколий ,
2. Невелика птичка,
3. Пуганая ворона
1. Корова черна,
2. Заяц уж сед:
1. Молодой журавль высоко взлетел,
1. Не убив медведя,
2. Ящерка маленька,
3. Молодец против овец,
1. Видя кошку,
2. Худа та мышь,
3. Сказал бы словечко,
1. Журавль высоко летает,
2. Жаворонок - к теплу,
3. Не за то волка бьют, что сер,
1. Коготок увяз -
2. Пешего сокола
3. Напала на кошку спесь:
1. У драчливого кочета
2. Виноват медведь, что корову съел,
3. Волк коню
1. больше медведя.
2. плавать.
3. не с топором.
1. и куста боится.
2. а походка воронья.
3. да коготок остер.
1. да низко сел.
2. да молоко у ней бело.
3. навидался он бед.
1. а против молодца и сам овца.
2. шкуры не продают.
3. да зубы остреньки.
1. да волк недалечко.
2. мышь забыла и ложку.
3. которая одну лазейку знает.
1. а за то, что овцу съел.
2. а от реки не отбывает.
3. а зяблица - к стуже.
1. не хочет с печи слезть.
2. всей птичке пропасть.
3. ворона бьет.
1. не товарищ.
2. гребень всегда в крови.
3. а не права и корова, что за
поле ходила.

А теперь вспомните русские народные сказки! Много ли вам на ум придет сказок, в которых нет животных?
Конечно, намного больше сказок, в которых звери, птицы, насекомые - действующие герои, думающие и говорящие; "Колобок, "Теремок",
"Машенька и три медведя", "Лиса и журавль, "Волк и лиса", "Кот, петух и лиса" ... Животные в сказках дублируют поведение человека, обладают характером, совершают "человеческие поступки”... Таким образом, выражаются человеческие проблемы, высмеиваются человеческие недостатки...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
Цель: на примере сказочных героев обсудить этические нормы, присущие человеку.
1. Что объединило разных зверей в сказке "Теремок"?
/общее дело, терпимость, доброта, жалость к тем, у кого нет дома, дружба/
2. Что погубило Колобка? Почему Лисе удалось его перехитрить?
/Колобок зазнался, стал слишком самоуверен и потерял бдительность/
3. Почему Петух в сказке "Зайкина избушка" оказался сильнее собак, волка и медведя?
/Петух сильнее своей смелостью и находчивостью/
4. В сказке "Смоляной бычок" какие хорошие качества присущи злым вначале зверям?
/сдержали слово: принесли обещанные за освобождение мед, капусту, орехи и ленточку/
5. Можно ли назвать Лису и журавля из одноименной сказки друзьями?
/нет, каждый думал только о своих интересах/
6. Справедливо ли Петушок из украинской сказки "Колосок” отказался кормить пирогами мышат Круть и Верть?
/Да. Работал он один,  а мышата отказались ему помогать,
ленились и веселились./
 7. Почему два жадных медвежонка из венгерской сказки "Два жадных медвежонка",  найдя большую, круглую головку сыра остались голодными?
/Из-за жадности не смогли поровну разделить сыр, их недоверием друг к другу воспользовалась Лиса и, перехитри их, сама съела/
8. Что спасло трех поросят из английской сказки "Три поросенка"?
/основательность, находчивость, трудолюбие, доброта и жалость Наф-Нафа/
9. Почему Иван-царевич из сказки "Царевна-лягушка" женился на лягушке?
/ответственность, честность - не стал обманывать отца и братьев, сдержал слово - женился на той, у которой была стрела, и был вознагражден. Хорошие, добрые дела не остаются без ответа/
10. Что чуть не погубило Петушка из сказки "Кот, петух и лиса"?
/любопытство, зависть, излишняя доверчивость, ротозейство/
11. Кто спас от гибели петушка, подавившегося бобом в сказке "Петушок
       подавился" или в подобном м/ф "Жила-была курочка"? /добрая курочка, которая обошла много людей, чтобы принести петушку маслица, смазать горлышко/
12. Как можно охарактеризовать Машеньку из сказки "Машенька и три медведя”
/наглая, бесцеремонная, неряха, безответственная.../

Сейчас послушайте сказку В.Сутеева "Мешок яблок" и ответьте на один вопрос: "Как могло из пустого мешка столько добра появиться?".
/доброта, отзывчивость зайца побудила других зверей ответить ему тем же, все, кого он угощал, принесли ему в дом свое угощенье, и получилось "С миру по нитке - голому рубаха", т.е. заяц получил намного больше, чем сам отдал/

д/и "КАКОЙ ТЫ ЛЮБИТЕЛЬ ПРИРОДЫ?"
Сказки вы знаете прекрасно и хорошо разобрались в характерах и поступках сказочных героев. Но и у нас в "Живом уголке" много интересного происходит. Если вы внимательны, вам не составит труда ответить на вопросы, предлагаемые в карточках;
1. Почему новоявленная крыса-мать, ручная и ласковая, начинает вдруг кусаться? /каждая мать защищает своих детенышей/
2. Почему нельзя поиграть со зверьком, если он уже покушал и укладывается спать?
Какие черты характера нужно проявить в себе, чтобы сдержать свое желание поиграть с ним?
/тактичность, понимание, заботливость, ненавязчивостъ, уважение к праву этого зверька на личную жизнь, на отдых, на сон.../
3. Как вы поступите в ситуации, когда беременная крыса кого-нибудь загрызет, например, малыша морской свинки? Почему это может произойти?
/надо понять причину поступка крысы: она хищник, а во время беременности ей необходимо усиленное питание; ее надо пожалеть, проявить милосердие, добавить питание; и признать свою ошибку - 
крыса могла сбежать, если ребята не закрыли хорошо клетку/
4. Виноват ли хонорик, если ему удалось перехитрить "хозяина", у которого он на руках, и схватить зверька, находящегося поблизости?
/нет, хонорик - хищник, у него срабатывает инстинкт, к тому же он может быть голоден; а вот ребята проявят халатность, 
безответственность, утратив бдительность/
5. Как можно назвать действия ребят, у которых одно желание: поймать зверька или попугайчика, посадить куда-нибудь и с кем-нибудь?
/есть, конечно, познавательный интерес, но в таких случаях может проявиться и бесцеремонность, необдуманность последствий, безответственность за жизнь животного../
6. Можно ли зимой выгуливать на улице морских свинок, хомячков?
/они теплолюбивые, боятся сквозняков и холода; надо подумать об их здоровье и удержать свое желание похвастаться перед другими теми, кто находится в вашей власти/
7. Почему нельзя взять в гости 2-Зх недельного крысёнка, ведь он уже, начинает есть самостоятельно?
/практически взять малыша можно, но он еще совсем маленький, грудной ребенок, а вы такие огромные, незнакомо пахнущие, возьмете его в незнакомое место от МАМЫ, от надежной защиты, теплого мехового живота, сладкого парного молочка, от братишек и сестренок... Представьте себя на его месте, что он чувствует?/
8. Почему громко свистит и "уркает" малыш морской свинки у нас в руках, почему дрожит, и что кричит?
/См. предыдущий ответ, у маленькой свинки стресс, страх, ужас. А понаблюдайте, как мама и малыш радуются встрече. Не разделяете с ними радость?/
9. Почему свинки трусливы, не даются сами в руки?
/ свинки миролюбивые существа, не умеют сильно кусаться, единственное средство  спастись - убежать, чувство самосохранения. Да и мы не спрашиваем - хочет она, чтобы ее брали в качестве игрушки - может она плохо себя чувствует, может хочет спать, писять... Мы бесцеремонно вторгаемся к ней в "дом"./
10. Почему нельзя побегать, пошуметь, когда все дела закончены?
/животным, как и человеку, нужно спокойствие не только для отдыха, но и для уверенности, что нет опасности, что можно рожать и растить малышей, которым никто и ничто не будет угрожать. У крольчих есть поразительная способность: беременность рассасывается, если вдруг исчезают условия для воспитания крольчат. Они мамы заботливые/.
11. Почему нельзя брать животных во время занятий?
/животные будут отвлекать нас, но, самое главное, им тоже нужен от нас отдых, им тоже надо пожить своей жизнью.../
12. Можно ли наказывать зверька, если он написял вам на колени? В чем его вина? /он, конечно же не виноват, не надо его долго держать; 
к тому же такое может произойти и от испуга/
13. Почему нельзя брать на руки беременных зверьков?
/можно нечаянно сдавить животик и повредить нерождённых детенышей, звери в этот период становятся агрессивнее: могут укусить или при попытке убежать упасть на пол, как и людям, зверькам в таком положении нужен покой и много отдыха + хорошее и разнообразное питание/
13. Почему нельзя брать сонного животного?
/спросонья, испугавшись, зверек сразу начнет защищаться - укусит; разве это не похоже на нашу реакцию?/
14. Выбирают ли зверьки, как и люди, спутника жизни, или им все 
равно кого в клетку подсадим? /особенно хомячки "выбирают” себе пару, им кто-то нравится, а кто-то нет, как следствие неприязни - драки и выживание с территории/
16. Что общего в поведении, жизни, привычках... человека и животных? /заключ./ /Воспитание малышей, ответственность за потомство, защита
детей и самозащита, желание иметь свой дом, свою территорию, право на свой вкус и времяпрепровождение.../

А теперь я предлагаю шуточную игру "Репка".
Репка /слова репки при ее упоминании в сказке /"Оба-на"/руки в стороны/
Дедка: "Так-так-так!" /движение рукой/
Бабка:      Убила бы! /машет кулаком/
Внучка:     Я готова! /кивает головой/
Жучка:      Раз-раз и мимо /движение  хвостом/ 
Кошка:      Черт побери! /шаркает ножкой назад/
Мышка:     Пи-пи-пи! "/реверанс/
 
Какой характер у кого получился? А если сменить всего лишь фразу, что получится?
 
Домашнее задание: вспомнить или понаблюдать и обратить внимание на особенности поведения, как животных "Живого уголка", так и домашних: как они ведут себя в разных ситуациях, как реагируют на вашу грубость или доброту, как пытаются объяснить вам, что они хотят в данный момент... Напишите об этом!

И напишите на тетрадном листке в две колонки:
хорошие черты характера плохие черты характера
пометьте, какими чертами должен обладать ваш друг, чтобы вы смогли с ним дружить;

а что присуще вам: хорошее и плохое...
На следующем занятии мы поговорим о дружбе, что такое дружба, друг? и рассмотрим жизненные ситуации с примерами разного поведения...

Литература:
1. "Старинные русские пословицы и поговорки". - М.Детская литература,1983. 
2.  "Детям на потеху". -"Детская литература", I987.
3. "Русские народные сказки". - М. Просвещение,1983 и другие книги сказок.
4.  В. Сутеев "Мешок яблок". - М. Детская литература,1987.
5.  Реальные ситуации с животными ’’Живого уголка".
6. М.Г.Яновская "Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания". -
Киров,1998.


                   

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий