Страницы

понедельник, 18 сентября 2017 г.

Шкала самооценки Прихожан

Применение методов прямого оценивания в работе    школьного психолога.
                                                                   А.М.Прихожан канд.псих.наук.

   Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

   ИНСТРУКЦИЯ : Каждый человек оценивает свои способности , возможности , характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией , нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.


Они обозначают :
1.      здоровье
2.      ум
3.      характер
4.      авторитет
5.      умение много делать своими руками , умелые руки
6.      внешность
7.      уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как вы оцениваете  развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком ( х ) отметьте , при каком уровне развития этих качеств  сторон  вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
      
Итак,  ( - ) уровень развития у вас качества, стороны  личности в настоящий момент.
                 ( х )  такой уровень развития качества, стороны к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будите удовлетворены собой.
      
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня ( нижняя точка) до наивысшего ( верхняя точка) , Например : в линии «здоровье»  нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.

 ЗАДАНИЕ.
  Далее изображено семь линий , длина каждой 100мм, с указанием верхней, нижней точек и середины  шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются  заметными черточками, середина – едва заметной точкой.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ .
   Методика может проводится как фронтально- с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый учащийся заполняет первую шкалу, пройдя по классу посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 мин.
   
Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание : сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая» , « я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а так же очень быстрое или очень медленное выполнение задания ( с разницей не менее 5 минут) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Обработке подлежат ответы на шести линиях . Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или в случае необходимости анализируется отдельно.
Ответы испытуемых получают количественную характеристику, выраженную в баллах
( например 54 мм = 54 балла ).

Обработка включает следующие этапы :
1.      По каждой из шести шкал определяются :
а) уровень притязаний в отношении данного качества- по расстоянию в мм от нижней
    точки шкалы  (0) до значка ( х )
б) высота самооценки – от (0) до ( - )
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой , или расстояние
     от значка ( х ) до ( - ) в ,тех случаях, когда уровень притязаний ниже уровня   
      самооценки , результат отражается отрицательным числом.  
    
Записывается значение каждого из трех показателей  ( уровень притязаний, самооценки и величины между ними ) в баллах по каждой шкале.

2.      Определяется средняя мера каждого из показателей  у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

3.       Определяется степень дифференцированности уровня притязаний  и самооценки. Их
получают , соединяя на бланке испытуемого все значки ( х )  ( для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют  различия  в оценке школьником разных сторон своей личности . В тех случаях ,когда необходима количественная характеристика  диф-сти ( например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между  максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным , и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

   Следует отметить . что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно , тем меньшее значение она имеет при очень сильной дифференцированности , когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие очень низко, анализ средней меры ,по существу,теряет смысл и может быть использован только для ориентировки.

4.      Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки , некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью ( указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы ( знак ставится выше верхней точки или ниже нижней ) , используются
знаки не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д. 
             
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ

  Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале  сравниваются со стандартными значениями.
1.      Уровень притязаний . Норму , реалистический уровень притязаний  характеризует результат от 60 до 80 баллов ( средние и высокие притязания ) . При этом наиболее оптимальным является  сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что
     является важным фактором личностного развития.

       Результат от 90 до 100 баллов  ( очень высокий уровень притязаний) – обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношения школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом случае заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения,крайней верхней точки шкалы ( 100 баллов ) .Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует  о том, что школьник не умеет правильно ставить  перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель, поскольку , как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к тому умению достаточно высокие требования . Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.
         
Результат менее 60 баллов ( низкие притязания) – свидетельствует о заниженном     уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня     притязаний испытуемого , но он является индикатором неблагоприятного развития     личности  . Естественно , что чем ниже уровень притязаний, тем более данный       показатель свидетельствует о неблагополучии.. Если очень высокий показатель или
     очень низкий уровень притязаний отмечен по какой либо одной шкале, то это может      характеризовать повышенную значимость ( или  декларируемое  пренебрежение)     того или иного качества для школьника.

2.      Высота самооценки . Количество баллов от 45 до 74 ( средняя или высокая самооценка) свидетельствует о реалистической самооценке. 

Оптимальным следует признать результат , находящийся в верхней части этого интервала, от 60 до 74( высокая самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 ( и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенное отклонение в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личной незрелости, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. Кроме того завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития группу риска, заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога.
За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явлений : подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная» , как декларирование ( в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствие способностей, того, что все равно ничего не выйдет, позволяет не прилагать никаких усилий , или,по меткому выражению В.Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.

3.      Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму    принимается расхождение  от 8 до 22 баллов , свидетельствующее, что школьник       ставит перед собой такие цели , которые он действительно стремится достичь.
      Притязания в значительной части случаев  основывается на оценке им своих возможностей  и служат стимулом личностного развития.

      Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно в случае полного совпадения уровня   притязаний и уровня самооценки указывает на то, что притязания не служат стимулом личного развития, становление той или иной стороны личности. Конкретная  оценка этого расхождения различна в зависимости от того , в какой части шкалы       находятся эти показатели. 

Так в верхней части шкалы ( 76 – 100 баллов) – указывает      на то, что отношение школьника к себе не носит конструктивного характера, и      наконец, в нижней части  ( 0 – 45 баллов ) может являться показателем предельно       заниженного представления о себе ( в том случае, если школьник заполняет таким      образом  все или большинство шкал в методике ) свидетельствовать о том, что он       как-бы смирился со своей «никчемностью» , даже не надеется исправить свое         положение . Если таким образом заполняется одна или две шкалы это указывает          на не значимость для учащегося той или иной стороны личности.

         Расхождения в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и         уровнем притязаний . Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к         чему школьник стремится и тем, что он считает для себя возможным. Особенно          неблагоприятные случаи , когда самооценка находится в нижней части шкалы, а         притязания  - в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень         притязаний , не только не стимулирует, но напротив тормозит личностное развитие.

4.         Дифферинцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифферинцированности , т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того при какой средней высоте самооценки  наблюдается та или иная степень дифферинцированности.

5.      Количественные характеристики параметров.
        


     Параметр
Количественная характеристика , балл
                Норма
Низкий     
Средний
Высокий
Очень высокий
Уровень притязаний
Менее 60
  60-74
  75-89
   90-100
Уровень самооценки
менее 45
   45-59
   60-74   
   75-100
              
        Параметр

Количественная характеристика, балл



Слабая

 Умеренная

Сильная


Степень расхождения между

уровнем притязаний и уровнем
самооценки

     0-7

   8-22
более
  22
 

Степень дифференцированности

притязаний

     0-8
  
   9-21
 более
   21


Степень дифференцированности

самооценки

     
      0-14

   15-29
  более
    29


6.      Редкие ответы.
К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция ( Могу, но не хочу) указывает на конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них на много ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, то это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему , о нарушениях в формировании его личности.
  
Пропуски или неполное заполнение отдельных шкал ( только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая ( предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания , связанные с таким отношением к себе столь сильны у школьника , что он не хочет или не может «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться , дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы после эксперимента.

     Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило , показывают на затрудненность в оценке себя ,связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки . У некоторых учащихся это будет сопровождаться попыткой найти правильный ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков ( например «?» «!!!» ) обычно свидетельствует о повышенной напряженности , тревожности школьника в ситуации , когда ему надо оценивать себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильное желание понять , оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность ( такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так» , «хуже» чем другие).

7.      Особенности поведения . Сильное возбуждение, демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнить задания и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций. Слишком медленное выполнение работы может говорить о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок указывает на значительное затруднение в оценке себя. Слишком быстрое выполнение задания свидетельствует о формальном отношении к данной работе.
                          
Устойчивость и динамика самооценки и уровня притязаний.

Для выявления устойчивости основных показателей  и прослеживания динамики отношения школьников к себе, методику полезно проводить с одними и теми же учащимися несколько раз, но не более  двух- трех раз в учебном году.

На изменения , происходящие  в отношении школьника к себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб:
а) для уровня притязаний – не менее 16 баллов
б) для самооценки – не менее 10 баллов
в) для степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – не менее 7 баллов,
г) для степени дифференцированности уровня притязаний и самооценки – переход в другую категорию – от «слабой» к «умеренной» и т.п.

        
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий