Страницы

суббота, 9 сентября 2017 г.

Опросник Шмишека

Опросник Шмишека

Цель методики
 Диагностика типа акцентуации личности.
Диапазон применения методики
Опросник  используется для исследования особенностей акцентуаций характера начиная с подросткового возраста. При обследовании взрослым испытуемых используется взрослый вариант опросника, при обследовании подростков - подростковый (12-16 лет).

Сфера применения
Психологическая консультация, профдиагностика и профотбор, клинико-психологические исследования.

Теоретическая основа теста
Описываемый опросник предложен Г. Шмишеком в 1970 году. Теоретической основой теста является концепция "акцентуированных личностей" немецкого психолога К. Леонгарда. К. Леонгард говорит о необходимости различать стандартный тип личностей (это так называемые средние, нормальные люди, для которых свойственны незначительные индивидуальные вариации характера) и акцентуированных личностей. 

Акцентуация - это заострение, яркая выраженность отдельных черт и особенностей человека.
Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Акцентуация - крайний вариант нормы. Они несут в себе как социально положительный, так и социально отрицательный потенциал. Некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, т.к. жизненные обстоятельства им неблагоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми. При неблагоприятных условиях развития акцентуации могут привести к патологическим нарушениям личности, в частности к психопатиям.

К. Леонгард выделяет 10 основных типов акцентуированных личностей, которые разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, циклотимический или аффективно-лабильный, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмативный.

Процедура проведения
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Вопросы можно предъявлять и зрительно, и на слух. Время ответов не ограничивается. Испытуемый фиксирует ответы на листе ответов, на котором проставлены номера от 1 до 88. Перед проведением исследования испытуемому сообщается инструкция:
"Сейчас Вам будет предложен список вопросов. На каждый вопрос можно ответить только "Да" или "Нет". Если на вопрос следует ответ "Да", то рядом с его номером на листе ответов поставьте знак "+". Если на вопрос следует ответ "Нет" - знак "-". Над вопросами долго не думайте; помните, что правильных и неправильных ответов в этом тесте нет. Если Вы сомневаетесь в выборе варианта ответа, отвечайте в соответствии с первым вариантом, который пришел Вам в голову".

Обработка результатов
1. По каждой из 10 шкал подсчитывается количество ответов, совпавший с "ключом".3а каждый такой ответ испытуемый получает 1 балл.

2. С целью стандартизации результатов полученное значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это число указано в "ключе" методики.

3. Если по какой-либо шкале опросника испытуемый набирает более 12 баллов - это дает основание говорить, что у испытуемого есть тенденция к акцентуации личности по соответствующему типу. Если оценка превышает 18 баллов, акцентуация личности считается сильно выраженной. Результат в 24 балла требует дополнительного обследования, например по методике УНП (Опросник уровня невротизации и психопатизации).

Формулировка заключения
В выводе необходимо указать факт наличия или отсутствия у испытуемого акцентуации характера. При наличии высоких результатов одновременно по нескольким шкалам необходимо провести количественный анализ (выделить наиболее ярко выраженные шкалы) и качественный анализ (проанализировать возможность сочетания, взаимоусиления или смягчения различных акцентуаций).

Подростковый вариант опросника

1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты умный (сильный) как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?
11. Имеешь ли ты выдумывать новую игру?
12. Скоро ли ты забываешь, если тебя кто-то обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым. Умеешь ли ты сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли быть лучшим в школе, кружке, в спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, не боялся ли ты грозы, собак?
17. Не считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старатель¬ным? 
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немного грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к. тебе?
25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты это поправить?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем несправедливо поступили?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Кажете я ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителем или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если тебя кто-то обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой что ты возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь дома?
49. Не кажется ли тебе иногда, что с тобою или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе?
52. Можешь ли ты, если на кого-то сердишься, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?
55. Можешь ли ты организовать игры, работу?
56. Упорно ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь труд¬ности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Не бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты и даешь ли списывать?
60. Боишься ли пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая твоя вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли с тобой, что ты ложишься спать с хорошим настрое¬нием, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, в лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль? 
65.Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы этого никто не заметил?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Бывают ли с тобой несправедливы?
69.  Любишь ли ты природу?
70.  Уходя из дома или ложась спать,  проверяешь ли ты,  заперта ли дверь, выключен ли свет?
71.  Боязлив ли ты,  как: ты считаешь?
72.  Меняется ли у тебя настроение за праздничным столом?
73.  Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты чи¬тать со сцены стихи) ? 
74.  Мечтаешь ли ты?
75.  Бывает ли,  что ты думаешь о будущем с грустью?
76.  Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77.  Умеешь ли ты развлечь гостей? 
78.  Подолгу ли ты сердишься,  обижаешься?
79.  Сильно ли ты переживаешь,  если горе у твоих друзей?
80.  Можешь ли ты из-за ошибки,  помарки переписать страницу в тетради? 
81.  Считаешь ли ты себя недоверчивым? 
82. Часто ли тебе сняться страшные сны?
83.  Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84.  Становится ли тебе весело,  если вокруг веселье?
85.  Если у тебя неприятности,  можешь ли ты на время забыть о них,  не думать постоянно?
86.  Совершаешь ли ты неожиданные поступки? 
87.  Чаще ты говоришь мало,  чем много? Молчалив ли ты? 
88. Мог бы ты,  участвуя в драматическом кружке,  настолько войти роль,  что при этом забыть,  что ты не такой,  как на сцене?


Ключ к опроснику Шмишека 
1. Гипертимные личности х 3 (умножить значение шкалы на 3)
"+": 1,  11,  23,  33,  45,  55,  67,  77. 
"-" - нет. 
2.  Застревающие личности х 2
"+" 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. 
"-" 12, 46, 59.  
З.  Эмотивные личности х 3
"+" 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, 
"-" 25. 
4.  Педантичные личности х 2
"+".  4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.  
"-" 36
5. Тревожные личности х 3 
"+" 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.  
"-" 5. 
6. Циклотимные личности х 3 .  
"+" 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.  
"-" нет. 
7. Демонстративные личности х 2
"+" 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. 
"-" 51.  
8. Возбудимые личности х 3
"+" 3, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. 
"-" нет. 
 9. Дистимные личности х 3
"+" 9, 21, 43, 75, 87. 
"-" 31, 53, 65. 
10. Экзальтированные личности х 6 
"+": 10, 32, 54, 76.  
"-" нет

Характеристика типов акцентуации характера

Демонстративный тип акцентуации
1. Сущность демонстративного типа акцентуации заключается в аномальной способности к вытеснению. 
В норме вытесненное знание остается где-то у порога сознания,  поэтому нельзя полностью игнорировать его. У демонстративной личности,  и тем более у истерика вытеснение заходит очень глубоко.  Поэтому они часто выдают желаемое за действительное, лгут, не осознавая своей лжи. Хотя момент осознания все таки присутствует (на стадии, когда, пусть смутно, но все-таки осознается, цель лжи),  позже, в момент общения, ложь для ник становится истиной. Этим объясняется непринужденность и искренность высказываний. 
Лица, вовсе неспособные к демонстрации, не поймут разницу между обыкновенной ложью (осознаваемой) и ложью истерика и будут толковать истерическое притворство как симуляцию. 

2. Потребность в признании окружающих - по мнению большинства авторов,  у этого типа повышена. Но Леонгард дает другое объяснение. Он считает, что в данном случае она просто сочетается с отсутствием тормозов (они тоже вытесняются). Другие люди при наличии той же потребности в признании, воздерживаются от само¬восхваления, а для демонстративной личности все средства хороши. Поэтому они преувеличивают свои достоинства, приписывают себе такие положительные качества, о которых и не спрашивают, используют любую возможность показать себя с хорошей стороны, т. е. словесное самовосхваление и бахвальство плюс тщеславное поведение. Стремятся привлечь всеобщее внимание любыми средствами. Оказавшись в центре, не смущаются, а наслаждаются. Неважно, что внимание окружающих может быть недоумевающим или неодобрительным. 
Таким образом, для них присущи самовосхваление и большая озабоченность производимым впечатлением. 

3. Одним из способов привлечь к себе внимание является преувеличение своих страданий, тирады о горемычной доле, выдуманных нечеловеческих страданиях, стремление изо всех сил вызвать жалость к себе ("бегство в болезнь"). Все это выражается в само-сожалении. 

4. В их поведении все преувеличено: выражения чувств, мимика, жесты, тон. Патетический тон типичен в речи, поэтому формы поведения могут быть назойливыми, бесцеремонными. Если ему дать понять, что ему не верят, аффектация доводится до крайности, человек может потерять всякий контроль (т. е. средство становится самоцелью,  цель уже не осознается). 

5. Вместе с тем, для большинства людей этого типа грубо-назойливое поведение не характерно. Они очень легко меняют тактику поведения, т. е.  обладают высокой способностью к приспособлению,  т. к.  превосходно "чувствуют" психологию окружающих и умело приспосабливаются к ней. Поэтому людям этого типа легко быть обходительными, вызывать к себе любовь и симпатию. Часто дети с такими чертами имеют репутацию "паиньки", "примерного" ребенка, т. к.  по отношению к воспитателю безупречно вежливы и послушны, но по отношению к сверстникам - эгоисты, клеветники,  сплетники. У многих демонстративный личностей слабо развит этический комплекс. 

6. Значительно развиты актерские способности. В жизни играют много ролей, и окружающие чаще всего им верят. Они легко пере¬воплощаются, полностью сливаются с ролью. Любят признаваться в этих своих способностях. 

7. Часто одаряет богатой фантазией. Раскованность и легкость поведения порождают раскованность мысли. Свободная игра представлений, образов, снов наяву, преимущественно мажорного тона. Поэтому эти люди легко могут выкрутиться из затруднительного положения при помощи ловко придуманной небылицы, склонны к хитростям. 
Способность быстро отменять прежний план поведения и моментально вырабатывать новый в соответствии с обстоятельствами.

8. Необдуманность поступков. Всегда живут моментом, будущее для них туманно. Поэтому они часто больше теряют, чем выигрывают. 
Таким образом,  можно сделать вывод о том, что положительными качествами демонстративной акцентуации является высокая приспособляемость к людям, способность сбалансировать отношения с тяжелыми людьми. Положительные качества для актерской и других творческих профессий,  а также для сферы обслуживания.  Отрицательные качества могут приводить к таким асоциальним формам поведения, как патологическая склонность ко лжи, авантюризму. 

Педантический тип акцентуации
1. Суть данной акцентуации заключается в крайне слабом развитии механизмов вытеснения. Не могут вытеснять сомнения, поэтому им свойственна нерешительность, трудность в принятии решения, повышенная склонность к перепроверкам. 

2. Как акцентуация, имеет много положительного. Например, в области профессиональной деятельности. Представителям данного типа свойственны основательность, четкость, законченность, свехаккуратность. Например, это проявляется в следующем - по 2-3 раза проверяют себя, прежде чем сдать работу, проверяют, все ли они сделали как нужно. Иногда с полдороги возвращаются: им кажется, что они забыли сделать что-то важное, что почти никогда не подтверждается. 

3. Отрицательные стороны: у представителей данной акцентуации большие затраты времени на обычную работу и поэтому они часто остаются на сверхурочную работу не требуя дополнительной оплаты. От этого может страдать семейная жизнь. Кроме того, на почве несоответствия отношения к работе данного человека и окружающих могут возникать конфликты с окружающими. 
Много сил тратят на многочисленные проверки, усложняют себе жизнь, создают дополнительные трудности, радости жизни проходят мимо них, они не могут ими наслаждаться. Решающий мотив в работе - не радость, а страх перед возможными ошибками. 

4. Время ответственности очень угнетает: они не в состоянии сделать все так, как требует этого их совесть (физически невозможно), а это делает их несчастными. Они часто не только не стремятся к повышению по службе, но даже отказываются, если им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность.  Если занимают какой-либо руководящий пост, то даже те дела, которые можно было бы поручить подчиненным, делают сами, а результаты работы других многократно перепроверяют. 

5. Для педантичных личностей нередко более приемлемо вообще снять с себя ответственность за какое-либо дело, чем пытаться справиться с ним неполноценно, поэтому педантичность распространяется не на все стороны жизни. Например, мужчина-педант да-же может быть очень не аккуратен, перекладывая всю ответственность на жену. 

6. У женщин этого типа педантичность проявляется прежде всего дома, в быту. Но если она никак не дает себя знать на работе, то диагноз акцентуации следует считать спорным, т. к.  в данном случае образцовый порядок в доме мажет отражать лишь соответствующую установку женщины, гордость своим очагом. 
Проявления: дома все доводит до блеска, делает уборку чаще, чем это нужно, чистота должна быть безукоризненной, особенно на кухне и при приготовлении пищи. 

7. Частое проявление - постоянные перепроверки: закрыты ли газовые краны (даже ночью), хорошо ли заперта дверь (возвращается),  не оставлен ли где-нибудь невыключенным свет или электроприбор,  действительно ли отпущено важное письмо в почтовый ящик и т. д. 

8. При крайней степени выраженности - патологическая неспособность к принятию решения, невроз навязчивых состояний, ипохондрический синдром, болезненные сомнения (человек никогда ни в чем не уверен). 

9. Личностная черта - робость, боязливость, тревожность, не выносят всеобщего внимания. 

10. Вообще данная акцентуация не встречается среди алкоголиков. 

Застревающий тип акцентуаций  
1. Основа данной акцентуации - патологическая стойкость аффекта.  Если у нормального человека аффект либо разряжается адекватным действием, либо вытесняется, то у данного типа он угасает очень медленно, а при воспоминании сопровождавшие стресс эмоции актуализируются.

2. Наиболее часто застревают аффекты, связанные с личными интересами, прежде всего с самолюбием. Поэтому эти люди болезненно обидчивые,  легкоуязвимые. Оскорбление личных интересов не забывается.  Поэтому им свойственна злопамятность. В злопамятности часто не признаются. Но могут так охарактеризовать себя; "Я могу простить обиду, но не забыть ее". 

3. Чувство возмущения общественной несправедливостью наблюдается в меньшей степени, чем аффект эгоистического плана, но зато сами люди легче и охотнее признаются в том, что склонны вступаться за других, когда к: тем относятся несправедливо. 
Объективные показатели: производственные конфликты, возникшие в связи с тем, что этот человек не выносит несправедливости (фанатический борец за справедливость). 

4. Застревание может проявляться не только иногда и не столько в чувствительности, но и в честолюбии. Честолюбие может стать сильным стимулом для достижения успехов в работе. Цели преследуют последовательно и четко. Честолюбие сочетается с самонадеянностью,  самоуверенностью, заносчивостью. К отрицательным оценкам их личности, к наказаниям и неуспеху нетерпимы, а поощрений всегда мало. 

5. Очень часто проявляется подозрительность, как оборотная сторона чувствительности и честолюбия. Если честолюбивые стремления в силу столкновения с объективными обстоятельствами не осуществляются,  человек обвиняет в этом окружающих (видит в них конкурентов). К этому добавляется тот факт, что любую негативную оценку они преувеличивают, страдают от якобы плохого отношения к себе окружающих. 
Подозрительность этих людей охватывает различные сферы жизни,  чем отличается от объективно оправданной подозрительности нормального человека (в одной области, к одному лицу, например). 

6. Акцентуация имеет положительную и отрицательную стороны. Честолюбие у них становится движущей силой для достижения отличных творческих или трудовых показателей (в отличие от истериков, которые могут быть довольны собой безо всяких видимых причин). Достижения застревающей личности часто бывают выше среднего уровня,  если оборотная сторона (подозрительность) не получает достаточное развитие. Но очень часто честолюбие проявляется бестактно,  они бесцеремонно подавляют и оттесняют коллег, чем вызывают их справедливое возмущение. Постоянные конфликты в таком случае приводят к понижению в должности, подозрительность усиливается. 

7. Часто люди несговорчивые, нетерпящие возражений, всегда упрямо настаивающие на своем. 

8. Очень часто в юные годы преобладает честолюбие, а к старости,  когда объективно трудно превзойти других, акцентуация проявляется в подозрительности. Но иногда и в юные годы уязвимость не уравновешивается честолюбием. 

9. Параноическое развитие возникает в том случае, если однотипные аффекты возникают неоднократно, причем есть еще одно условие.  Постоянное нарастание аффекта происходит только при чередовании успехов и провалов, удовлетворений  надежд  и поражений. 
Так, одной из причин помет быть так называемое "маятниковое" воспитание, заключающееся в постоянных колебаниях между преувеличенной строгостью и вседозволенностью. 

10. По форме параноический аффект может быть различным. Возникают сверхценные, или бредовые идеи (преследования, величия, ревность,  ипохондрический симптомокомплекс). По протеканию много общего с ананкастами. 

11. При психопатии образуются сверхценные идеи. 

12. Настойчивость перерастает в упрямство,  отсюда постоянно конфликтуют с окружающими, склонность к сутяжничеству. Борьба за справедливость проявляется в бесконечных письмах, жалобах, тяжбах, судебных разбирательствах. 

13. Мышление с одной стороны - детское, незрелое, со склонностью к фантазиям, с другой стороны - со склонностью к резонерству. 
Это люди действия, напора, бескомпромиссности, без чувства юмора, прямолинейные в суждениях. 

Возбудимый тип акцентуации 
1. Механизм проявлений заключается в паталогической власти влечений, слабой управляемости. Решающий фактор в поведении - не логические рассуждения, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. 

2. Реакции импульсивны. Чужда терпимость. Если им что-то не нравится, они заявляют свои требования или демонстративно бросают вещи, уходят. Не склонны обмениваться мнениями, если не считать отборных ругательств, в состоянии гнева легко переходят к рукоприкладству. 

3. Вспыльчивость и раздражительность возбудимой личности отличаются от реакции холерика. У холерика возмущение проявляется сразу и быстротечно, у возбудимой личности - постепенно накапливается и проявляется очень массировано. 

4. Этические общественные нормы играют очень мало роли. Крайне затруднительно воспитательное воздействие. 

5. Поскольку контроль над влечениями отсутствует,  то среди них немало хронических алкоголиков (больше мужчин) или лиц с повышенным сексуальным влечением (больше у женщин). 

6, Для жизненного пути характерны: частая смена работы (ни все равно, где работать, работа как таковая (особенно физическая) их резко затрудняет, трудиться они могут успешно, но их возмущают организационные обстоятельства, они часто ссорятся с коллегами и начальством, при малейшем недовольстве - меняют работу); в детстве и юности случаются немотивированные (инстинкт бродяжничества, жажда смены впечатлений)или мотивированные (если что-то не устраивает) побеги из дома. 

7. Часто становятся на путь преступности. Наиболее характерны преступления, связанные с насилием. Жестокость, которую при этом проявляют, обычно связана с состоянием аффекта, а в обычном состоянии могут проявлять обычные человеческие чувства (любовь к детям, близким, родным, животным, заботливость и привязчивость ).  Но совершенно чуждо раскаяние в содеянном. Не желают анализировать,  "копаться" - предпочитают забыть. 

8. В сфере мышления проявляются две особенности: тяжеловесность (замедленность мыслительных процессов, затрудненность восприятия чужих мыслей, длительное молчание при ответе на вопрос). В клинике ее диагносцируют пробой на продуктивность (нормальный человек за 3 минуты может назвать более 60 понятий, предметов, а эпилептический психопат значительно отстает) плюс чрезмерная обстоятельность, скурпулезность и педантичность мышления (проявления: при рассказе о чем-либо начинают издалека, приводят много несущественных деталей, часто повторяются, "чтобы сформулировать поточнее", до сути так и не могут добраться). Иногда акцентуация проявляется преимущественно в мыслительной сфере, а в состоянии аффекта неспособность к управлению выражается неярко. 

9. Вспышки гнева часто чередуются с периодами депрессии, мрачной подавленности, угрюмости. 

10. Представители данной акцентуации часто обладают атлетическим сложением. 

11. В школе часто недисциплинированность сочетается с низкой успеваемостью. 

Сочетание акцентуаций характера.
1. Демонстративный тип + педантичный тип - не встречается, это противоположные типы, т. е.  получается норма. 

2. Демонстративный тип + застревающий тип.  В отдельных жизненных ситуациях могут преобладать отдельные черты, но они могут и объединяться. Пример объединения: симулируют заболевание по истерическому типу, добиваются его признания с паранойяльным упорством. Это сочетание может быть и благоприятным, если таким людям удается найти работу, которая им нравиться, и позволяет находиться постоянно в центре внимания.  Тогда они могут добиваться больших успехов в работе и сравнительно успешно социально адаптироваться. 

3. Застревающий тип + возбудимый тип.  Сочетание крайне неблагоприятное, т. к.  каждая из этик черт ведет к сильным вспышкам аффекта. Пример: паранойяльные черты (подозрительность и ревность) служат толчком к насилию, а эпилептоидный характер обуславливает форму реакций, ход действий (физическое насилие).  Если проявляется в школьном возрасте, то недисциплинированность сочетается с нормальной успеваемостью. Это одно из возможный проявлений. 

4. Возбудимый тип + истерический тип.  Сочетание также опасное, т. к. для истериков характерна реакция типа короткого замыкания. В этом случае моментально возникшие аффективные проявления непосредственно переходят в действия. 

5. Педантический тип + застревающий тип.  Это сочетание может быть положительным. Эгоистическая тенденция застревания смягчается альтруистическими качествами педантической личности. Сдерживается враждебное отношение к окружающим, попытка свалить все на окружающих сдерживается осознанием возможности вины со своей стороны. Отрицательные черты педантичности тоже смягчаются: нерешительность преодолевается благодаря честолюбию. В результате при данном сочетании получаются прекрасные специалисты в своей области и прекрасная социальная адаптация к окружению.  " Сочетание может быть и неблагоприятным (но не асоциальным),  т. к. обе акцентуации (первая в большей степени) склонны к ипохондрическому развитию. 

6. Возбудимый тип + педантичный тип. 
а) частично могут взаимодействовать, смягчается возбудимость (самоконтроль, самообладание). 
б) чаще сосуществуют, не взаимодействуя (т. е.  проявляются то одни, то другие черты), особенно вероятно такое проявление в юношеском и отроческом возрасте. Иногда сохраняется на всю жизнь. 

Характеристика типов акцентуаций темперамента
В этой группе акцентуаций встречаются варианты интровертировный личностей, проявляющихся в сочетаниях с нейротизмом в личностных трудностях и отношениях, и экстравертированных личностях,  нейротизм которых проявляется в трудностях поведения (Г. Айзенк,  1967). По Г. Айзенку (1964, 1968) у интровертов наблюдаются дистимические синдромы, у экстравертов - истерические и психопатические. 

1. Тревожность
Данный вариант интровертированного темперамента характеризуется двумя основными чертами - большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности. Они нерешительны, склонны к сомнениям, чрезвычайно чувствительны и ранимы. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-эстетических и волевых. 

Для них чрезвычайно трудно принять какое - либо решение, но, если обстоятельства заставляют сделать это, возникает новое беспокойство - нетерпеливое желание воплотить принятое решение в жизнь. Замкнутость обычно внешняя.  Робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже формальные контакты. 

Непосильной оказывается ситуация, где они оказываются объектом недоброжелательного внимания окружающих, когда на их репутацию падает тень или они подвергаются несправедливым обвинениям. Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни они переносят с трудом.  Как защита от постоянных тревог и мучительных сомнений у них формируется педантизм, чрезмерная пунктуальность и мелочная аккуратность: всякую работу выполняют с особой тщательностью, строго по плану, многократно перепроверяя. 

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего, мускулатура и координация движений развиты слабо. 

Их "отрицательные" черты мешают только обладателю, а положительные часто выступают как "производственная необходимость",  особенно в тех видах деятельности, где ошибки крайне нежелательны и опасны (корректоры, фармацевты, проектировщики, бухгалтеры и т. д.): держат их в постоянном "тонусе", гарантируя безошибочность и безопасность профессиональной деятельности. 

2. Дистимичность. 
Также является вариантом интровертированного темперамента.  Различаются с тревожностью лишь по клиническому радикалу (чаще проявляется в неврастеническом, астеническом, психопатическом и аутистическом синдромах, а не в обсессивном, компульсивном, психастеническом как при тревожности). 

Им свойственны постоянно сниженные настроение и активность (субдепрессивность), унылость, заторможенность. За внешней отчужденностью и мрачностью скрывается чуткость, душевная отзывчи-вость, постоянная склонность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряют скованность и отгороженность, они оживают становятся веселыми и разговорчивыми, даже шутниками и юмористами. 

В делах характеризуются серьезностью, старательностью, добросовестностью в сочетании с конформностью и нерешительностью,  неспособностью принять ответственные решения без колебаний и сомнений. 

Отличаются повышенной чувствительностью к эмоциональным нагрузкам, плохо переносят длительное психическое напряжение,  быстро утомляясь,  теряют произвольность управления психическими процессами. Остро переживая собственную слабость и бессилие,  они при неудачах легко впадают в отчаяние. Медленно адаптируясь к новым условиям, они тяготеют к.  постоянному, регламентированному образу жизни. В привычной деятельности могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности.

Социально привлекательными особенностями этого типа являются черты - надежность, добросовестность, устойчивость к соблазнам, а социально нежелательными - пессимизм, недостаточная активность,  отсутствие уверенности в своих силах. 

3. Эмотивность
Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций, т. е.  те, которые связаны с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие больше поддаются растроганности, испытывают глубокую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. 

Это высоко реактивные люди, с чем и связаны усиленные внешние проявления их реакций. Эмотивным детям нередко нельзя читать сказки, т. к. при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. 
Из-за особой чувствительности таких людей душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокие воздействия и могут вызывать реактивную депрессию. Тяжесть такой депрессии у ник всегда соответствует тяжести события, переживания, ее вызвавших.  Они легко поддаются радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей. 

4. Циклотимия
Циклотимный или аффективно-лабильный тип акцентуации развивается на основе абивалентности по экстра-интроверсии. Она отличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам. В благоприятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных - гипотимному (дистимическому) типу. Длительность периодов "застревания" на том или ином типе социального поведения может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. С возрастом смены настроений происходят все реже, и человек приобретает черты какого-либо типа, чаще гипотимного. 

Социальная ценность лиц циклотимного типа определяется частотой пребывания в каждом из двух типов. Однако в каждый конкретный момент времени положительные и негативные возможности такого человека зависят от того, в какой фазе он находится: гипотимной или гипертимной. В субдепрессивной фазе у них падает работоспособность, утрачивается ко всему интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компаний. 

Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысль о собственной неполноценности, ненужности и подтолкнуть к суицидным мыслям и поступкам. В этой фазе плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни. Самооценка у циклоидных подростков формируется постепенного мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. При недостатке такого опыта она бывает еще неточной. 

5. Экзальтированность
Аффективно-экзальтированный темперамент К. Леонгард назвал "темпераментом тревоги и счастья". 
Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначительной степени связана с грубыми, эгоистическими стимулами,  гораздо чаще она мотивируется тонкими альтруистическими побуждениями.  Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения - все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души. 

Другая черта - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов: какую-нибудь рядовую неприятность друга они ощущают болезненнее, чем сам пострадавший. Физическая основа такой черты личности с экзальтированным темпераментом - страх, вероятно, обуславливаемый повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. 

Согласно К. Леонгарду, индивидуальность такой личности складывается из следующих моментов; эмоциональная возбудимость, демонстративные черты характера, интровертированность. Этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры - художники,  поэты. 
Вероятно, в данном случае имеют место сочетания интроверсии и художественного типа темперамента. 

6. Гипертимность
Для лиц гипертимного (гипоманиакального) типа характерно приподнятое настроение вне зависимости от обстоятельств. Они всегда активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Энтузиазм и предприимчивость свойственны им по причине повышенного честолюбия,  большого любопытства,  жажды деятельности,  безрассудно смелой тяги к риску и острым ощущениям. 

Межличностные отношения неустойчивы,  легко переходят от горячей привязанности к полному равнодушию и новым увлечениям. Они неразборчивы в выборе знакомств. Стремятся к лидерству. Обычно они двигательно одарены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хорошая координация движений. 

Нередко они бывают одарены и интеллектуально, обладают разносторонними способностями, хорошей памятью, быстрой сообразительностью, но недостаточно настойчивы и упорны. Часто бывают инициаторами нарушений режима и дисциплины. Самооценка обычно неплохая, но нередко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле. 

Социально-положительными особенностями людей с гипертнмным типом являются жизнерадостность, оптимизм, активность, повышенная жажда деятельности, а отрицательными - нестойкость, изменчивость интересов, слабость самоконтроля и другие трудности управления поведением. 
В основном - это экстраверты. 

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий