Страницы

пятница, 8 сентября 2017 г.

ТЕСТ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»

ТЕСТ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ» /КРС/

         Тест КРС  предоставляет большую информацию о субъективной  семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает  взаимоотношения с другими членами своей семьи, свое положение в семье.


    Используя тест КРС, следует иметь ввиду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать отношение в семье. 
В этом смысле рисунок семьи не только отражает прошлое и настоящее, но также направлен и на будущее, т.к. при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений . В этот момент психолог может  помочь ребенку понять свою ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможные  пути наилучшей адаптации. Но здесь следует избегать существенной, принесенной извне ситуации и ее интерпретации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять  столько, сколько он сможет, исходя из его психологической зрелости.

     Тест КРС также состоит из 2-х частей:  рисования и беседы после него.  Для выполнения дается  испытуемому стандартный лист для рисования, простой карандаш ТМ, ластик.
Инструкция несколько отличается от обычной: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты».

Необязательность рисования всех  членов семьи в данном случае позволяет  поднимать ценный пласт информации о взаимоотношениях ребенка  при возможной избирательности. На уточняемые вопросы испытуемого следует отвечать без каких-либо указаний.  Например: «Можешь рисовать как  хочешь». В процессе рисования фиксируются все спонтанные  высказывания ребенка, мимика, жесты, и последовательность рисования.

Беседа после окончания рисунка строится по следующей схеме:
1.      Кто нарисован на твоем рисунке?
2.      Что делает каждый член семьи?
3.      Где работают или учатся члены семьи?
4.      Как  в семье распределяются домашние обязанности?
5.      Какие взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка,  формальными особенностями рисунка считается качество  линий рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными особенностями рисунка является изображаемая деятельность  членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

    При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 
1.      Анализ структуры рисунка семьи /сравнение состава реальной и нарисованной семьи, взаимодействие и расположение членов семьи на рисунке/.
2.      Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи /различия в стиле рисования, количество деталей, схема  тел отдельных членов семьи/.
3.      Анализ процесса рисования /последовательность рисования, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования/.

Рассмотрим  некоторые аспекты схемы интерпретации. 
1.Ребенок не всегда рисует всех   членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных взаимоотношениях.Иногда дети могут рисовать людей, реально не  входящих в состав данной семьи. Это может говорить о большой эмоциональной значимости их для ребенка. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. 

Важным показателем психологической близости является реальное  расстояние между  отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Например: отец – газета или телевизор, мать – плита. Преобладание на рисунке мебели может отражать озабоченность ребенка семейной ситуацией, вытеснение реальных фигур членов семьи.

2. Считается, что ребенок больше всего детализирует, дольше всего рисует  и раскрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если ребенок отрицательно  к кому-либо относится, то рисует фигуру этого человека неполно, без деталей,  иногда без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него  не сложились эффективные связи. 

Важное диагностическое значение имеет  величина рисуемой  фигуры по отношению к остальным. Иногда в рисунках можно наблюдать наличие нескольких стилей рисования. Особенно отличается по стилю рисование волос, одежды.  По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он себя больше идентифицирует, адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса  рисования дает  информацию вообще о стиле работы ребенка.  Старшие подростки обычно отказываются  рисовать, ссылаясь на неумение. Нужно успокоить тем, что  наиболее важна деятельность  людей, а не качество рисования.  Прикрывание, многочисленные отговорки могут свидетельствовать о  неуверенности ребенка к себе, необходимости поддержки   взрослым.   

Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с того, к кому он в самом деле хорошо относится. Паузы перед рисованием какой-либо фигуры могут говорить об отрицательном отношении или эмоционально неоднозначном к этому человеку со стороны ребенка. В комментариях также может сквозить  отношение к членам семьи, но  в процессе рисования психологу не надо задавать ребенку вопросов. 

СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА

«КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»

Симпто-мокомп-лекс
№ пп
Симптом
Балл
Благо-приятная
семейная
ситуация
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Общая деятельность всех членов семьи
Преобладание людей на рисунке
Изображение всех членов семьи
Отсутствие  изолированных членов семьи
Отсутствие  штриховки
Хорошее качество линий
Отсутствие показателей враждебности
Адекватное распределение людей на листе
Другие возможные признаки

0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
Тревож-ность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Штриховка
Линия основания пол
Линия над рисунков
Линия с сильным нажимом
Стирание
Преувеличенное внимание к деталям
Преобладание вещей
Двойные или прерывистые линии
Подчеркивание отдельных деталей
Другие возможные признаки
0,1,2,3
0,1
0,1
0,1
0,1,2
0,1
0,1
0,1
0,1

Конфлик-ность в семье
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Барьеры между фигурами
Стирание отдельных фигур
Отсутствие основных частей тела у нек.фигур
выделение отдельных фигур
Изоляция отдельных фигур
Неадекватная величина отдельных фигур
Несоответствие  вербального списан.и рисун.
преобладание вещей
Отсутствие на рисунке некот. членов семьи
Члены семьи стоящий спиной
Другие возможные признаки
0,2
0,1,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
Чувство неполно-ценности в семей-ной ситуации
1
2
3
4
5
6

7
8
9
Автор рисунка непропорционально маленький
Расположение фигур на нижней части листа
Линия слабая, прерывистая
Изоляция автора от других
Маленькие фигуры
Неподвижная по сравнению с другими
фигура автора
Отсутствие автора
Автор стоит спиной
Другие возможные признаки

0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,2

0,2
0,1

Враждеб-ность в семейной ситуации
1

2
3
4
5
6
7
8

Одна фигура на  другом листе или на другой стороне листа
Агрессивная позиция фигуры
Зачеркнутая фигура
Деформированная фигура
Обратный профиль
Руки раскинуты в стороны
Пальцы длинные, подчеркнутые
Другие возможные признаки


Примечание:  Тест ДДЧ наиболее эффективен при работе с детьми до 10 лет,  тест КРС – при работе с детьми до 7 лет. 

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz
Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2
«Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий