Страницы

среда, 15 марта 2017 г.

Опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО)

Цель: Метод МПДО предназначен для диагностики типов акцентуаций характера.

            Диапазон применения: 12-18 лет.
            

Процедура эксперимента
Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диаг­ностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. 

Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, де­монстративный и неустойчивый типы.

Порядок заполнения опросника и подсчета баллов изложен в инструкции для обследуемых.

Инструкция для обследуемых по МПДО

Ребята, каждый из вас хочет знать особенности своего харак­тера, по крайней мере, его наиболее яркие черты. Знание своего характера позволяет управлять собой, лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий. Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.
Вам предложены листы вопросов и ответов. Прочитав в листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, тогда подчеркните номер этого вопроса на листе ответов, если нет, просто пропустите этот номер.
Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.
После того как лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один подчерк­нутый номер - это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки.

 Лист вопросов
1. В детстве я был веселым и неугомонным.
2. В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
3. В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.
4. У меня часто бывает плохое самочувствие.
5. В детстве я был обидчивым и чувствительным.
6. Я часто опасаюсь, что с моей мамой что-то может случиться.
7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8. В детстве я был капризным и раздражительным.
9. В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
10. Считаю,  что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.
11. Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне невыгодно.
12. Как правило, у меня хорошее настроение.
13. Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неде­лями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.
14. Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
15. Я часто испытываю вялость, недомогание.
16. К спиртному я испытываю отвращение.
17. Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и го­ловной боли.
18. Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
19. Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
20. Я не вижу у себя больших недостатков.
21. От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.           
22. Все мои привычки хороши и желательны.
23. Мое настроение не меняется от незначительных причин.
24. Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
25. Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бы­вает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
26. Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.
27. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
28. Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
29. Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночес­тве.
30. Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
31. Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает  взоры.
32. Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
33. Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
34. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
35. Я плохо переношу голод - быстро слабею.
36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
37. У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
38. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
39. Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
40. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
41. Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
42. Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнако­мыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
43. Как правило, я не готовлю уроки.
44. Я всегда говорю взрослым только правду.
45. Приключения и риск меня привлекают.
46. К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
47. Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел.
48. Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется - совсем не осталось сил.
49. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
50. Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
52. Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
53. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
54. Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
55. Мои родители никогда не раздражают меня своим пове­дением.
56. Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развле­чений.
57. Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
58. Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
59. Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
60. Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
61. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
62. Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
63. Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
64. Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать ак­тером.
65. Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - все само собой образуется.
66. Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
67. Я убежден, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
68. Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяже­лей, чем на самом деле.
69. Довольно часто мое настроение отражается в моих пос­тупках.
70. Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
71. Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
72. Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
73. Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.
74. Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
75. Я практически никогда не испытываю чувство стыда или застенчивости.
76. Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
77. Я никогда не говорю о других дурно.
78. Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
79. Иногда мое настроение зависит от погоды.
80. Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
81. Жизнь кажется мне очень тяжелой.
82. Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
83. Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.
84. Мне кажется, что другие меня не понимают.
85. Я часто огорчаюсь из за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
86. Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
87. Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
88. Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
89. При неудаче я могу посмеяться над собой.
90. У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
91. Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.
92. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
93. Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
94. Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
95. Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
96. Столкнувшись с несправедливостью я возмущаюсь и сразу же выступаю против нее.
97. Мне нравится быть в центре внимания, например, расска­зывать ребятам разные забавные истории.
98. Считаю, что лучшее времяпрепровождение - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
99. Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь.
100. Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
101. Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
102. Я не умею командовать другими людьми.
103. Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
104. Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
105. У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
106. Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
107. Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
108. Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсужда­ется в классе.
109. Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
110. Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
111. Всегда считала, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти.
112. Мне иногда бывают неприятны праздники.
11 3. Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
114. Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
115. Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
116. Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
117. Меня привлекает только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
118. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
119. Если я кого-то не уважаю, мне удается вести себя так, что он этого не замечает.
120. Лучше всего проводить время в разнообразных развле­чениях.
121. Мне нравятся все школьные предметы.
122. Я часто бываю вожаком в играх.
123. Я легко переношу боль и физические страдания
124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто - о своем здоровье.
126.Я редко бываю беззаботно веселым.
127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.
128. Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
130. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
131.Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.
132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
133. У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой веселый.
134. Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
135. Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
136. Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
137. Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят
138. Учителя считают меня аккуратным и старательным.
139. Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
140. Мне нравится, когда мне подчиняются.
141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
142. Не люблю заниматься делом, требующим усилий и тер­пения.
143. Я никогда никому не желал плохого.

лист ответов по МПДО

Тип
Номер утверждения
Сумма баллов
Г
1
12
23
34
45
56
67
78
89
100
111
122
133

Ц
2
13
24
35
46
57
68
79
90
101
112
123
134

Л
3
14
25
36
47
58
69
80
91
102
113
124
135

А
4
15
26
37
48
59
70
81
92
103
114
125
136

С
5
16
27
38
49
60
71
82
93
104
115
126
137

Т
6
17
28
39
50
61
72
83
94
105
116
127
138

И
7
18
29
40
51
62
73
84
95
106
117
128
139

В
8
19
30
41
52
63
74
85
96
107
118
129
140

Д
9
20
31
42
53
64
75
86
97
108
119
130
141

Н
10
21
32
43
54
65
76
87
98
109
120
131
142

К
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
121
132
143

Обработка результатов
На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число (МДЧ), представляющее собой нижнюю границу доверительного интервала, которая рассчитывается по формуле: МДЧ = М - Rn  · W, где М - средний по выборке балл данного типа акцентуаций,  Rn - табличный коэффициент; W - размах данных.

Минимальные диагностические числа (МДЧ) для  типов акцентуаций составляют: гипертимный - 10, циклоидный - 8,  лабильный - 9, астено-невротический - 8, сенситивный - 8, тревожно - педантичный - 9,  интровертированный - 9,  возбудимый - 9,  демонстративный - 9,  неустойчивый - 10.

Контрольная шкала - 4. Показатель в 4 балла рассматривается уже как критический. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемых давать "хорошие" ответы. Высокие баллы по шкале лжи могут служить также дополнительным свидетельством демонстративности в пове­дении обследуемого. 

Поэтому при получении по контрольной шкале более 4 баллов следует прибавить к шкале демонстративности 1 балл. Если же показатель по шкале лживости превышает 7 баллов, то к шкале демонстративности прибавляются 2 балла. Однако,  если несмотря на это, демонстративный тип не диагностируется, то результаты тестирования следует признать недостоверными.

Правила идентификации типов

1. Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.

2. Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диаг­ностируется:
а) в случае перечисленных сочетаний - смешанный тип;
Г Ц,  ЦЛ, ЛА,  АС,  СТ,  ТИ,  ИВ,  ВД, ДН,  ГД,  ЛС,  АТ, СИ,  ИД, ВН, ГН, ЛД, ЛН, АД,  ИН.
Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблю­дениями). Например, гипертимный и интровертированный тип, сенсетивный и возбудимый и т. д.

б) если по какому-либо типу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, последние не диагностируются, даже если соче­тание совместимо.

в) в случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого набрано больше баллов.

г) если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):
Г+Л=Г     А+И=И   Ц+А=А    С+В=В
Г+А=А    А+В=В    Ц+С=С    С+Д=Д
Г+С=Г     А+Н=Н   Ц+Т=Т     С+Н=Н
Г+Т=Т     Т+В=В    Ц+И=И    Л+В=В
Г+И=И    Т+Д=Д    Ц+В=В     Л+Т=Т
Г+В=Г     Т+Н+Н    Ц+Д=Д    Л+И=И
                                 Ц+Н=Н
3. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении не­скольких типов и по правилу 2 их не удается сократить до двух, тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.

4. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 -прибавляется соответственно 2 балла. Однако, если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отно­шении данного подростка его надо повторить.
Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные ранее правила идентификации типов га­рантируют точность диагностики не менее Р > 0,95.

Пример диагностической процедуры

В данном случае МДЧ превышено по двум типам (см. лист ответов):
            гипертимный тип - 10;
тревожно-педантичный тип - 10;

Согласно правилу 2а, гипертимный и тревожно-педантичный. Типы несочетаемы. Согласно правилу 2в и 2г, диагностируется тревожно-педантичный тип, а приписывание себе черт гипертимного типа следует рассматривать как проявление либо гиперкомпенсации (желания стать сильным именно там, где ты слаб), либо психологической  защиты, либо того и другого вместе.


К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий